22 сент. 2012 г.
Home »
» Состав государственной территории.
Состав государственной территории.
Сухопутная территория
Сухопутной территорией государства является вся суша в пределах его границ с находящимися под ней недрами, без каких-либо ограничений по глубине, а также вся природная среда с ее компонентами. Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной повседневной человеческой деятельности. Все это составляет материальное содержание государственной территории и с точки зрения международного права принадлежит тому государству, в пределах границ которого находится.
Именно по сухопутной территории определяются официальные размеры государства, протяженность сухопутных и морских границ.
К крупнейшим по сухопутной территории государствам мира относятся, например, Россия (17 млн. км2), Китай (9,6 млн. км2), США (9,4 млн. км2). Среди самых маленьких по сухопутной территории государств лидирует, безусловно, располагающийся в западной части Рима Ватикан с территорией в 0,44 км2.
Доктрина международного права не выделяет каких-либо видов сухопутной территории. Но на практике различаются основные структурные элементы сухопутной территории государства. Приведем некоторые из них.
1. Существуют так называемые арендованные территории. Суть этого понятия заключается в том, что в установленном межгосударственными актами порядке государственная территория может передаваться в аренду. Примером территории, за аренду которой между государствами шли войны, может служить китайская территория с расположенными на ней крепостью Порт-Артур и морским портом Дальний (Дайрэн). Есть и иные примеры. На протяжении длительного времени на территории Кипра существует британская военная база, находящаяся под юрисдикцией Великобритании. Эта база будет выведена с территории суверенного Кипра, когда Великобритания перестанет в ней нуждаться.
2. Демилитаризованные и нейтрализованные территории. Режим демилитаризованной территории (зоны) основывается на международных соглашениях и означает, что при сохранении национальной юрисдикции на этой территории не могут находиться воинские формирования и строиться военные объекты, а постоянные жители освобождаются от воинской обязанности. Это относится и к территориальному суверену, и к любому другому государству. Демилитаризация может быть полной и частичной. Примером демилитаризованной территории может служить Рейнская демилитаризованная зона, созданная в соответствии с Версальским мирным договором 1919 г. Территория зоны была определена между франко-германской и бельгийско-германской границами, с одной стороны, и линией, проведенной в 50 км к востоку от реки Рейн на всем ее протяжении в пределах Германии, - с другой. При сохранении над территорией демилитаризованной зоны германского суверенитета, Германии было запрещено там содержать и сосредоточивать (временно или постоянно) вооруженные силы, проводить маневры и сохранять любые материальные средства, необходимые для мобилизации.
7 марта 1936 г. Германия в одностороннем порядке отказалась от соблюдения соответствующих статей Версальского договора, ввела в Рейнскую демилитаризованную зону войска и стала распространять на всю территорию зоны свою военную инфраструктуру.
3. Правовой режим экстерриториальности (внеземельности) зародился, как право коронованных особ во время пребывания на чужой территории не подпадать под действие местных законов и властей, преображаясь со временем в аналогичное право посланников всех рангов, представляющих собою особы государей. В XX веке статус экстерриториальности стал означать временное распространение на определенную часть территории государства юрисдикции другого государства при полном иммунитете в отношении национальной юрисдикции. Таким образом, речь идет не об изменении принадлежности части государственной территории, а об изъятии из-под юрисдикции государства определенных лиц. При этом лица, на которых распространяется изъятие, должны уважать и соблюдать законы страны пребывания.
Экстерриториальность выступает как составная часть совокупности особых прав и привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств для успешного осуществления их функций (дипломатического иммунитета). Границы территории такого представительства устанавливаются в соответствии с внутренним законодательством страны пребывания, но, как правило, на основе взаимности. Гарантии и содержание экстерриториальности определяются международными обычаями и договорами, прежде всего Венской конвенцией 1961г.
4. Определенную остроту проблеме определения территории государства придают анклавы. Анклав как часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства, тем не менее выступает в качестве неотъемлемой части территории соответствующего государства. Анклавы существуют и в современном мире. Сухопутная территория Швейцарии окружает анклав ФРГ Бюзинген и итальянский анклав Кампионе-д’Италия, испанский город Пливия полностью окружен французской территорией, бельгийские анклавы Барле-Нассау и Барле-Хорты – нидерландской территорией и т.д. Проблема анклавов – это, прежде всего, проблема транзита между ними и основной частью территории государства, разрешаемая, как правило, двусторонними международными договорами.
Калининградская область России, граничащая с Польшей и Литвой, анклавом в полном смысле не является. Она имеет выход к открытому морю, а потому сохраняет возможность поддерживать связь с остальной территорией, минуя территории других государств.
5. Примерами мобильной территории государства могут служить гражданские военные морские и воздушные суда. Находясь на любой территории, суда имеют национальность только одного государства и находятся под его исключительной юрисдикцией. Для гражданских судов, однако, могут быть сделаны исключения, оговоренные в международных договорах.
Водная территория.
Водная территория включает в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря.
В течение столетий правовой основой деятельности государств в морских пространствах были международные обычаи, затем появились Родосский кодекс, Византийская Базилика, Кодекс Ганзы и др., где имели место притязания феодальных государств на неограниченный суверенитет над морем как на собственную территорию.
В конце 18 века развитие капитализма привело к повсеместному утверждению принципа свободы открытого моря.
Большой вклад в развитие международного морского права внесли I,II,III Конференции ООН по морскому праву, международные межправительственные организации ИМО, ЮНЕСКО, ЮНЕП.
На I конференции ООН в 1958 году были приняты четыре конвенции: О территориальном море и прилежащей зоне, Об открытом море, О континентальном шельфе, О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (Россия не участвует в этой конвенции);
на II конференции в 1960 году, закончившейся безрезультатно, обсуждались вопросы ширины территориального моря.
III конференция ООН (1973-1982гг.) завершилась принятием Конвенции ООН по морскому праву (вступила в силу 16 ноября 1994 года, Россия ратифицировала Конвенцию 26 февраля 1997г.).
В качестве других источников можно назвать многочисленные конвенции, касающиеся предотвращения загрязнения морской среды, оказания помощи и спасания на море, регулирования безопасности судоходства, прокладки подводных телефонных кабелей и др.
Внутренние морские воды
Внутренние морские воды - это морские пространства, входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
К внутренним морским водам относятся: моря, омывающие берега одного или двух государств с шириной входа менее 24 миль, воды заливов, губ, бухт, лиманов с шириной входа менее 24 миль, воды портов, заливы и проливы шириной более 24 миль; исторически принадлежащие данному государству (Белое море, Залив Петра Великого, губы Чесского, проливы Санникова, Лаптева принадлежащие России, заливы Рижский (Латвия), Фанди (США), Бристольский (Англия). Канада считает своими историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских миль), Норвегия – Варангерфьорд (ширина входа 30 морских миль).
В отечественной доктрине было высказано мнение о том, что сибирские моря типа Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского могут быть отнесены к историческим морским пространствам, поскольку эти ледовые заливы освоены для мореплавания и поддерживаются в судоходном состоянии на протяжении длительного исторического периода усилиями российских моряков и имеют несравнимое значение для экономики, обороны и защиты природной среды российского побережья.
На внутренние воды распространяется суверенитет прибрежного государства, их правовой режим определяется прибрежным государством, которое устанавливает правила судоходства, рыболовства и связи, лоцманской проводки и буксировки, спасания и подъема затонувшего имущества и иной деятельности, а также навигационные, портовые, таможенные, санитарные, фискальные и иные правила.
Во внутренних водах деятельность иностранных судов, физических и юридических лиц может осуществляться только по разрешению прибрежного государства, заход в такие воды иностранных судов производится в разрешительном порядке, за исключением вынужденного захода (авария, стихийное бедствие, оказание медицинской помощи).
Список портов, открытых для захода в них торговых судов публикуется в “Извещениях мореплавателям”. В России такими портами являются Владивосток, Диксон, Дудинка, Калининград, Канадалакша, Мурманск, Певек, Провидения.
В качестве условий для захода в порты, внутренние воды или для остановки у прибрежных терминалов в целях обеспечения безопасности прибрежного государства и окружающей среды может быть выдвинуто требование, особенно к танкерам, соблюдать особые правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды, а к судам с ядерной энергетической установкой - предоставлять надлежащую информацию о безопасности такого судна.
Для захода в порты иностранных военных кораблей практически во всех странах мира установлен разрешительный порядок с ограничением числа кораблей и срока пребывания. Исключение делается для кораблей, совершающих вынужденный заход или на борту которых находятся главы государств или правительств, о чем должны дать предварительное уведомление.
В целях унификации и облегчения доступа на берег членов экипажей судов и возвращения их на свои суда и в страну своего гражданства Международной организацией труда (МОТ) в 1958г. была принята Конвенция 108, о Национальных удостоверениях личности моряков и в 1987 году - Конвенция №166 о репатриации моряков.
Правовой режим пребывания иностранных торговых судов в порту определяется или соответствующим соглашением между государством флага судна и государством порта или нормами международного обычного права без какой-либо дискриминации флагов.
Договорный порядок предусматривает один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или режим наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования), когда предоставляются условия не хуже тех, которыми пользуются суда какого-либо третьего государства.
Иностранное торговое судно и экипаж (пассажиры) в порту подпадают под действие уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства порта.
Уголовная юрисдикция прибрежного государства не применяется, если:
• совершен проступок, затрагивающий лишь иностранное судно и его экипаж;
• последствия правонарушения не распространяются на территорию государства порта, не затрагивают общественный порядок и безопасность прибрежного государства;
• правонарушение по законам прибрежного государства не является тяжким преступлением;
• правонарушение не связано с незаконной торговлей и распространением наркотиков и психотропных веществ;
• к местным властям не поступила просьба о помощи со стороны капитана судна или консула государства флага и судна.
Иностранные суда не имеют права предоставлять убежище лицам, преследуемым местными властями за совершение преступления. О применении уголовной юрисдикции в отношении судна и его экипажа ставится в известность консул государства флага судна.
Территориальное море и прилежащая зона.
Территориальное море - это пояс морского пространства шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, а также на его дно и недра.
Ширина территориального моря отсчитывается от исходных линий, которыми являются или линия наибольшего отлива или прямые исходные линии, соединяющие наиболее удаленные точки островов, рифов и скал (в местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста, или, где вдоль берега в непосредственной близости к нему имеется цепь островов).
Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ, утверждается Правительством РФ. В настоящее время действуют постановления Советских Министерств СССР от 07 февраля 1984г. и от 15 января 1985г.
При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега, а сама система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны. Исходные линии указываются на морских картах, в качестве альтернативы они могут быть заменены перечнем географических координат точек с указанием основных исходных геодезических данных. Такие карты или перечни географических координат должным образом публикуются. Их копии сдаются Генеральному секретарю ООН.
Внешняя граница территориального моря для прибрежного государства является его государственной границей на море. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море.
Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью:
• пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;
• пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на таком рейде или у портового сооружения.
Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он может включать остановку или стоянку на якоре, но лишь постольку, поскольку они связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие непреодолимой силы или бедствия, или с целью оказания помощи лицам, судам или летательным аппаратам, находящимся в опасности или терпящим бедствие.
В территориальном море подводные лодки и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и под своим флагом (Статья 19-20 Конвенции 1982г.).
Под мирным проходом понимается проход, который не нарушает мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.
Проход иностранного судна считается нарушающим мир, если в территориальном море оно осуществляет запрещенную деятельность:
• угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;
• любые маневры или учения с оружием;
• любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;
• подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;
• погрузку и выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства;
• любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей Конвенции;
• любую рыболовную деятельность;
• создание помех функционированию любых систем связи;
• любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.
Право мирного прохода - это юридическая возможность осуществлять мирный проход через территориальное море иностранного государства.
“При условии соблюдения настоящей Конвенции суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются правом мирного прохода через территориальное море” - говорится в Статье 17 Конвенции 1982г.
Континентальный шельф
Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.
Если подводная окраина материка простирается и за пределы 200 миль, внешняя граница континентального шельфа должна находится не далее 250 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от изобаты 2500 м. Карты и информация о внешней границе континентального шельфа сдаются Генеральному секретарю ООН, который их публикует.
Прибрежное государство осуществляет над континентальном шельфом суверенные права в целях его разведки и разработки его ресурсов, обладают исключительным правом разрешать и регулировать бурильные работы для любых целей.
Права прибрежного государства на континентальный шельф не затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над ним.
Воздушная территория.
Под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом.
Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над свои воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией.
Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы.
В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государство также вправе устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены.
Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа.
В соответствии с международными договорами выработаны следующие “права или свободы воздуха”:
• право выполнять транзитные беспосадочные полеты в своем пространстве иностранным авиаперевозчиком;
• право выполнять полет с посадкой (для дозаправки);
• право принимать на борт и высаживать на территории иностранного государства пассажиров, выгружать грузы, багаж и почту;
• те же действия для любых третьих стран;
• право осуществлять перевозки между третьими государствами через свою территорию;
• право осуществлять перевозки между третьими странами, минуя свою территорию.
Государства обязаны принимать меры для обеспечения того,чтобы каждое воздушное судно, совершающее полет в пределах его территории, а также каждое воздушное судно, несущее государственный опознавательный знак, соблюдало действующие правила. События 1983 года, когда в районе советского Дальнего Востока был сбит иностранный гражданский самолет, находившийся в воздушном пространстве СССР без разрешения, послужили основанием к принятию поправки 3 bis к Чикагской конвенции 1944 года. В соответствии с этой поправкой каждое государство имеет право требовать посадки в аэропорту иностранного гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без его разрешения. В случае перехвата нарушителя не должна ставиться под угрозу безопасность находящихся на борту лиц и безопасность воздушного судна.
Российская Федерация осуществляет полный и исключительный суверенитет над своим воздушным пространством. Воздушное пространство в пределах границ РФ является государственной территорией РФ. Правовой режим воздушного пространства РФ регламентируется большим числом внутригосударственных актов (Закон РФ “О государственной границе Российской Федерации” от 01 апреля 1993г. с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июля 1997г.; Воздушный кодекс российской Федерации от 19 марта 1997г., Наставление по производству полетов и др.) и международными договорами.
Полеты иностранных судов в воздушном пространстве РФ могут выполняться на основании и в соответствии с условиями международных договоров и нормами национального законодательства. Устанавливаются, в частности, правила пролета государственной границы, маршрут и правила полета, места посадки и т.д. Органами исполнительной власти могут выдаваться разрешения на совершение разовых полетов.
Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены.
На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными договорами.
Особые правила допуска в воздушное пространство РФ установлены для иностранных военных летательных аппаратов. Они могут осуществлять полеты в воздушном пространстве РФ только с разрешения федеральных органов исполнительной власти.
Нарушение правил полетов в воздушном пространстве РФ влечет установленную законом ответственность.
Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве.
Земные недра.
В соответствии с международным правом недра земли на технически доступную глубину в пределах сухопутных и водных пространств государственной территории находятся под исключительным суверенитетом соответствующего государства. Именно государство определяет условия разведки и эксплуатации естественных богатств земных недр.
Естественные богатства земных недр в современную эпоху – особо важное достояние народов, проживающих на данной территории. Генеральная Ассамблея ООН 14 декабря 1962 г. приняла специальную резолюцию “Неотъемлемый суверенитет над естественными ресурсами”. Совместная эксплуатация недр компаниями различных государств не приводит к изменению юрисдикции над этими недрами.
Эта среда включает в себя и природные ресурсы, которые используются в промышленности и сельском хозяйстве, в обычной, повседневной человеческой деятельности. Согласно современному международному праву, никто не вправе насильственно лишать государства принадлежащей ему территории и, соответственно, природных ресурсов.
Государственная территория и, в частности, ее недра, не могут использоваться иностранными государствами, их юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Государство в силу своего суверенитета самостоятельно решает вопрос о допуске иностранных лиц к эксплуатации ресурсов. Одна из юридических форм выдачи разрешения на эксплуатацию природных ресурсов – это концессионные соглашения между территориальным сувереном и иностранными юридическими лицами. Условия таких соглашений определяются территориальным сувереном в соответствии с его законодательством. Как правило, иностранные юридические и физические лица наделяются ограниченными правами пользования на определенный срок и за определенную плату.
0 коммент.:
Отправить комментарий