22 сент. 2012 г.
Home »
» Территории с неопределившимся статусом. “Ничейная” земля.
Территории с неопределившимся статусом. “Ничейная” земля.
Правовой режим территорий с неопределившимся статусом (sub judice) не предполагает существования и суверенитета государства, владеющего этой территорией, но и не превращает территорию в ничейную (terra nullius). Государство, в ведении которого находится соответствующая территория, осуществляет свою юрисдикцию и функции управления в пределах, установленных межгосударственными правовыми актами, определяющими статус территории. Статус населения (государственная принадлежность, гражданство) складывается при этом сообразно каждому конкретному случаю.
Неопределившийся статус следует признать за территорией, находящейся под оккупацией или под незаконным владением. В первом случае ситуация продолжается до завершения войны и достижения послевоенного урегулирования, во втором – неопределенный срок до достижения межгосударственной договоренности. При этом в обоих случаях предоставление и лишение гражданства не должно являться вопросом внутренней юрисдикции управляющего государства.
Подтверждением прав государства на открытую и присоединенную к нему территорию может служить только эффективная вновь открытой и не имеющей постоянного населения территории или необитаемых островов. Эффективная оккупация включает такие действия, как создание постоянных поселений, административных органов власти, включение территории в хозяйственную жизнь страны наряду с формальными актами – поднятием флага и официальной декларацией о присоединении данной территории к соответствующему государству. Международное право исходит из того, что только лишь поднятие флага и опубликование официальной прокламации о включении территории в состав государства олицетворяют собой фиктивную оккупацию и никаких правооснований данному государству не дают.
“Ничейная” земля (terra nullius). Еще Г. Гроций отмечал, что “ничья земля” приравнивается к территории противника по праву вести на ней военные действия. Сегодня можно сказать, что правовой статус “ничейной земли” (terra nullius) определяется, во-первых, тем, что такие территории свободны для всеобщего пользования и эксплуатации всеми, и, во-вторых, сохранением правовой защиты мирового сообщества за лицами, на них проживающими. Отсутствие суверенитета какого-либо государства препятствием к тому не является. Государства могут осуществлять свою юрисдикцию в отношении физических и юридических лиц, находящихся на ничейной территории. Преступления против мира и человечности, военные преступления остаются таковыми и на ничейной территории.
В случае параллельного осуществления управления двумя или более государствами на одной и той же ничейной территории, или при столкновении государственных суверенитетов на одну и ту же ничейную территорию, мы вправе вновь говорить о неопределившемся статусе этой территории. Различие между ничейной и неопределившейся территориями заключается в том, что первая открыта для приобретения любым государством, а вторая не может быть предметом дополнительных притязаний со стороны государств, ибо уже имеет находящийся в стадии формирования, а то и оформления территориальный суверенитет.
В случае перехода ничейной территории под суверенитет государства, последнее не обязано уважать никакие частные или корпоративные интересы, возникшие на данной территории до этого перехода. Иные случаи оговариваются в специальных соглашениях. Применительно к необитаемым землям могут быть использованы правила оккупации.
До Парижской конференции 1920 г. ничейной территорией были острова архипелага Шпицберген, что подтверждало соглашение между Россией, Норвегией и Швецией 1872 г., закрепившее за архипелагом статус “ничейной земли”, а фактически – территории общего пользования, изъятой из сферы распространения государственного суверенитета. Коллективный договор от 9 февраля 1920 г. Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Швеции и Японии закрепил за архипелагом Шпицберген суверенитет Норвегии (до второй мировой войны к договору присоединились еще 25 государств, в том числе СССР). Суверенитет Норвегии над островами был признан полным и абсолютным, но за участниками договора были закреплены права в сферах мореплавания, рыболовства, охоты и горного промысла; гражданам государств – участникам договора гарантировалась свобода производственной и коммерческой деятельности на островах на условиях полного равноправия.
Элементы временного правового режима в определенных случаях могут свидетельствовать и о неопределенности суверенитета, вызванной отказом (цессией) от своих суверенных прав на территорию со стороны прежнего их обладателя, либо тем обстоятельством, что происходящий процесс отделения (сецессии) еще не является завершенным (продолжается, например, народное движение или восстание, имеющее целью образовать новое государство или объединение с другим государством).
Например, в целях поддержания международного мира и безопасности и во исполнение своих наблюдательных функций органы ООН взяли на себя функции управления в отношении города Иерусалим (в 1947 г.), Свободной территории Триеста и Западного Ирана. В подобных случаях международные организации могут выступать в качестве законных представителей, и принимать на себя правовую ответственность в отношении территории, над которой ни одно государство не осуществляет территориального верховенства. Последнее имело место, например, в 1966 г., когда Генеральная Ассамблея ООН прекратила мандат в отношении Юго-Западной Африки. Необходимо признать возможность управления и территориальной юрисдикции без государственного суверенитета.
0 коммент.:
Отправить комментарий