22 сент. 2012 г.
Home »
» Понятие государственной территории. Территориальное верховенство.
Понятие государственной территории. Территориальное верховенство.
В широком смысле слова территория в международном праве – это пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушными пространствами, космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.
Правовой статус территорий определяется нормами международного права и внутригосударственного законодательства.
Принято считать, что государство характеризует три элемента: население, территория, власть. Таким образом, территории являются материальной основой существования государств.
В пределах своей территории государство осуществляет верховенство, которое называется территориальным и является составной частью суверенитета государства.
Верховенство государства означает, что власть данного государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территорий, и, кроме того, на территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства.
Высшая власть государства в пределах его территории осуществляется системой государственных органов в законодательной, исполнительной, административной и судебной сферах.
Любые территориальные изменения статуса государственной территории или ее части, любое изменение государственных границ должны производиться исключительно в соответствии с волеизъявлением народа, согласием государства и международным правом без какого бы то ни было вмешательства извне, угрозы силой или ее применения с обязательным последующим утверждением любых территориальных изменений высшим законодательным органом государства. Любые территориальные споры должны решаться исключительно мирными средствами путем переговоров в соответствии с Уставом ООН (Ст.33) и действующими международными соглашениями.
Территориальное верховенство включает в себя юрисдикцию государства, то есть права судебных и административных органов по рассмотрению и разрешению всех дел на данной территории в соответствии с компетенцией этих органов.
Согласно международному праву юрисдикция государства распространяется на сооружения, установки и транспортные средства, находящиеся в морских водах за пределами его территориального моря и, следовательно, вне пределов его территории.
Государство осуществляет исключительную юрисдикцию над своими военными кораблями в открытом море, над своими воздушными судами, находящимися вне пределов территорий иностранного государства, а в некоторых случаях и на иностранной территории, над запущенными им в космическое пространство объектами и их экипажами.
Использование государственной территории и ее природных ресурсов иностранными физическими и юридическими лицами может осуществляться исключительно с разрешения государства и под его непосредственным контролем. Пределы действия территориального верховенства каждого государства ограничивается его государственными границами.
Современное государственное международное право запрещает нарушение принципа территориального верховенства: подготовку и засылку вооруженных формирований на территорию другого государства, перенос морского, речного и воздушного загрязнения на территорию другого государства; пропаганду войны и расизма, разжигание ненависти к народам соседних государств; попустительство и непринятие мер по пресечение преступлений, последствия которых распространяются на территорию другого государства и так далее.
Споры по территориальным вопросам издревле приводили к межнациональным конфликтам. Во времена великих географических открытий имели место оккупация “ничейной” территории, прямой насильственный захват территорий “нецивилизованных” народов с полным игнорированием законных прав коренного населения - так рождались колониальные империи, или происходил захват и присоединение территории более слабого государства. Современное международное право никакую оккупацию не признает законной.
В Заключительном акте СБСЕ 1975г. государства взяли на себя обязательство “уважать территориальную целостность каждого из государств-участников, ... воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной”. Аналогичные нормы, относящиеся к непризнанию юридической силы оккупации, содержатся и в ст.17 Устава ОАГ (О территориальной целостности государства).
В настоящее время высшим и основным принципом правомерного разграничения государственной территории является выбор самого народа, проживающего на данной территории, и принцип самоопределения народов и наций, который, как правило, осуществляется и проводится в жизнь мирным путем, а в некоторых случаях, допустимых международным правом, и с помощью применения силы (при борьбе колониальных и зависимых народов за свое национальное освобождение и образование собственной государственности, при борьбе против иностранной оккупации или вторжения).
Современное международное право также признает обязательным для соблюдения всеми государствами принципы территориальной целостности и территориальной неприкосновенности. Устав ООН (п.4 ст.2) прямо запрещает какие-либо действия, связанные с угрозой силой или ее применением как против независимости любого государства, так и каким-либо другим способом, несовместимым с целями ООН.
Как пишет профессор Ю.Г. Барсегов, “…соответствие фактического территориального владения государства праву нации на самоопределение дает ему юридический титул, право на владение и распоряжение территорией”. Все территориальные изменения, происходящие на основе права на самоопределение, права народа свободно распоряжаться своей территорией, обеспечивают лучшие условия для соблюдения принципов территориальной целостности и территориальной неприкосновенности государственных границ, являющийся в современном международном праве общепризнанным.
Очевидно, что только населяющий данную территорию народ вправе решать свою политическую судьбу и судьбу своей территории: войти в состав какого-либо государства; отделиться от какого-либо государства с созданием собственной государственности; частично изменить состав своей территории путем односторонней уступки части территории (цессия), или обмена в договорном порядке части своей территории на равноценную часть территории другого государства или на компенсационной основе, или путем продажи и т.д. Например, в 1867 году США купили у России Аляску и Алеутские острова, в 1803г. - у Франции Луизиану, в 1916г. - у Дании группу Антильских островов.
Таким образом, правооснованием разграничения и любого изменения государственной территории является в первую очередь суверенное волеизъявление населения всего государства (референдум) или части переходящей территории, а также соглашение между заинтересованными государствами.
В 1990 году на основании волеизъявления населения произошло объединение ФРГ и ГДР в единое немецкое государство ФРГ.
В 1951 году СССР и Польша по Договору от 15 февраля 1951 года обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области.
В 1945 году в соответствии с Потсдамской декларацией 1945 года северная часть бывшей Восточной Пруссии была передана СССР в качестве санкции за агрессию и гарантии безопасности (Калининградская область), а южная часть - Польше. Эта исключительная мера была предпринята в качестве санкции.
Виды территорий в международном праве.
По правовому режиму территории подразделяются на:
• государственные;
• территории со смешанным режимом;
• территории с международным режимом.
Государственной территорией принято считать такую территорию, которая “находится под суверенитетом определенного государства, т.е. принадлежит определенному государству, осуществляющему в ее пределах свое территориальное верховенство”. С позиций международного права государственная территория выступает как пространство осуществления верховной власти государства, подчиненное его исключительному господству, как принадлежащая данному государству и находящаяся под его исключительной властью часть земного пространства, состоящая из суши с ее недрами, вод и воздушного пространства над сушей и водами.
В состав государственной территории входят:
1) Сухопутная территория, то есть вся суша в пределах государственных границ;
2) Водная территория, охватывающая:
а) внутренние (национальные) воды, включающие в себя морские воды, воды портов, воды заливов, берега которых принадлежат данному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль, а также исторические заливы;
б) территориальное море – полоса прибрежных морских вод, ширина которых согласно Конвенции 1982 г. не должна превышать 12 морских миль.
Различие между внутренними и территориальными водами заключается в различных режимах плавания иностранных судов. На поверхность и недра дна территориального моря распространяется территориальное верховенство соответствующего государства, входят в состав его территории без каких-либо ограничений по глубине.
3) Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией, а также территориальным морем.
При рассмотрении территории как географической среды в ее состав фактически включают флору и фауну, естественные богатства, заключенные в недрах земли. Некоторые правоведы включают все это в понятие государственной территории.
Территория с международным режимом (международная территория) – это пространство, на которое не распространяется суверенитет какого-либо государства. Она определяется также как территория, принадлежащая всем (res communis).
К международной территории традиционно относятся:
- открытое море;
- Антарктика;
- воздушное пространство над открытым морем;
- дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции;
- космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела.
К специальным органам, призванным обеспечивать правовой режим международной территории, относится, например, Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г.
Формально, Арктика представляет собой открытое море. Государственная территория определяется в этом районе мира концепцией “полярных секторов”, согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории. К Арктике прилегают и имеют в ней свои сектора пять государств: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания.
Отдельно необходимо отметить так называемый комбинированный режим территории, примером которого могут служить острова архипелага Шпицберген, которые по договору от 9 февраля 1920 г. были признаны входящими в сектор Норвегии при сохранении за СССР некоторых привилегий и, в частности, добычи угля.
Территория со смешанным режимом. Существуют территории, которые хотя и не входят в состав государственной территории, но определенные государства имеют на них суверенные права. Речь идет о континентальном шельфе и морских экономических зонах, в отношении которых за каждым прибрежным государством закреплены права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих территорий (Конвенция о континентальном шельфе 1958 г., Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.). Континентальный шельф и морские экономические зоны образуют территории со смешанным правовым режимом.
С.Н. Бабурин в книге “Территория государства. Правовые и геополитические проблемы” выделяет в отельный вид территорий территорию с переходным режимом, а также территории Северного Ледовитого океана (Арктики), которые тоже относятся к сфере международного права. Среди них: несамоуправляющиеся территории, подмандатные и подопечные территории, территории с неопределившимся статусом, ничейные территории, а также территории, в отношении которых осуществляются совместные суверенитеты, прежде всего кондоминиум. К территориям с переходным режимом относятся существовавшие ранее колониальные территории, протектораты и доминионы.
0 коммент.:
Отправить комментарий