25 сент. 2012 г.
Home »
» Общие закономерности мышления
Общие закономерности мышления
Мышление - это непрерывное взаимодействие мыслящего субъекта с
объектом познания. Это взаимодействие всегда осуществляется в целях
разрешения какой-то проблемы, оно основано на анализе и синтезе и име-
ет своим результатом новое обобщение. Таким образом, можно считать,
что проблемность, анализ-синтез и обобщенность являются общими психо-
логическими закономерностями мышления.
Проблемность мышления. Мышление всегда возникает в связи с решением
какой-либо проблемы, а сама проблема возникает из проблемной ситуации.
Проблемная ситуация - это такое обстоятельство, в котором человек
встречается с чем-то новым, непонятным с точки зрения имеющихся зна-
ний. Эта ситуация характеризуется возникновением определенного позна-
вательного барьера, трудностей, которые предстоит преодолеть в резуль-
тате мышления. В проблемных ситуациях всегда возникают такие цели, для
достижения которых имеющихся средств, способов и знаний оказывается
недостаточно.
Встречаясь с фактами преступности, следователь обычно сталкивается
с проблемной ситуацией. В его распоряжении первоначально оказываются
лишь некоторые факты, которые побуждают к поиску, но являются недоста-
точными для раскрытия преступления.
Проблема - особая разновидность вопроса, ответ на который не содер-
жится в нашем опыте и знаниях и поэтому требует соответствующих прак-
тических и теоретических действий. Проблема сосредоточивает наше вни-
мание на недостаточности или отсутствии знаний (это знание о незна-
нии).
Проблема - это осознание необходимости нового познания. Не любая
умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая
задачу известным нам способом, мы осуществляем умственную деятель-
ность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неиз-
вестных сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимо-
связи, в которых эти свойства проявляются.
Мышление - это познание того, что не дано непосредственно, но нахо-
дится в определенном отношении к тому, что дано.
Взаимодействие анализа и синтеза. Всякий акт мышления, каждая мыс-
лительная операция основаны на анализе и синтезе. Как известно, основ-
ным принципом высшей нервной деятельности является принцип анализа и
синтеза. Мышление как функция мозга также основано на этом принципе.
На анализе и синтезе основаны все ступени мыслительного процесса.
Всякий поиск ответа на какой-либо вопрос требует и анализа и синтеза в
их различных связях (производными от анализа и синтеза мыслительными
операциями являются абстракция и обобщение).
Анализ - выделение тех сторон объекта, которые существенны для ре-
шения данной задачи; это выявление строения исследуемого объекта, его
структуры, расчленение сложного явления на простые элементы, отделение
существенного от несущественного.
Анализ дает ответ на вопрос: какая часть целого обладает определен-
ными признаками. Например, анализируя следы преступления, следователь
выделяет только те из них, которые имеют доказательственное значение.
Результаты анализа объединяются, синтезируются.
Синтез - объединение элементов, частей, сторон на основе установле-
ния существенных в определенном отношении связей между ними.
Основным механизмом мышления, его общей закономерностью является
анализ через синтез: выделение новых свойств в объекте (анализ) осу-
ществляется через соотнесение его (синтез) с другими объектами. В про-
цессе мышления объект познания постоянно включается во все новые связи
и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в
новых понятиях; из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все
новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей
стороной, в нем выявляются все новые свойства.
Анализ и синтез, взаимопереходя друг в друга, обеспечивают непре-
рывное движение мысли все к более и более глубокому познанию сущности
явлений. Процесс познания начинается с первичного синтеза - восприятия
нерасчлененного целого (явления, ситуации). Далее на основе анализа
осуществляется вторичный синтез. Получаются новые знания об этом це-
лом, а это познанное целое вновь выступает как база для дальнейшего
глубокого анализа и т.д.
Анализ - вычленение таких свойств (сторон) объекта, которые имеют
существенное значение для последующего синтеза, обобщения. При этом
проявляются такие закономерности мышления как селективность - избира-
тельное вычленение одноплановых сторон объекта и рефлексивность -
контроль над течением мыслительного процесса (рассуждение человека с
самим собой), самоотчет мышления перед самим собой. При анализе разви-
вающихся событий возникает особая разновидность аналитического мышле-
ния - антиципация - предвосхищение возможного наступления новых собы-
тий, предвидение возможных результатов определенных действий. Способ-
ность представить возможные варианты развития событий, возможные пути
решения проблемы - дивергентность мышления.
Обобщенность мышления. Мышление осуществляется с целью познания тех
или иных существенных свойств объекта, с целью получения знания. Су-
щественное свойство является всегда общим для данной группы однородных
предметов (но не всякое общее свойство является существенным). К реше-
нию отдельной конкретной задачи мы применяем обобщенные знания, общие
правила.
В процессе мышления единичное всегда рассматривается как конкретное
выражение общего.
0 коммент.:
Отправить комментарий