17 июл. 2012 г.
Home »
» Количественная характеристика способностей.
Количественная характеристика способностей.
Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в
психологии. Еще в конце XIX - начале XX веков, ряд буржуазных психологов
(Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необхо-
димостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей,
выступили с предложениями выявить уровень способностей обучающихся. Тем
самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее
пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших
учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и
общественной жизни.
Однако проблема количественной характеристики способностей с момента
своего возникновения приобрела двойственный характер. Она, с одной сторо-
ны, обещала объективное выявление реальных возможностей трудящегося чело-
века и его фактической пригодности, без чего на самом деле затруднительно
подобрать подходящю для человека работу (профориентация) и отобрать людей,
пригодных для данной работы (профотбор). В этом заключалась прогрессив-
ность идеи количественных исследований в психологии способностей по срав-
нению с предшествующим времение, когда человеческий фактор в трудовой дея-
тельности (т. е. реальный человек и его способности) во внимание не прини-
мались.
В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться
тесты умственной одаренности. С их помощью, в ряде стран (США, Великобри-
тания и др.) осуществляется определение способностей и производится сорти-
ровка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих
должностей в промышленности и т. д. В Великобритании, например, по ре-
зультатам тестирования производят зачисление в так называемые грамматичес-
кие школы, дающие право на поступление в университет.
По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопро-
сов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени)
исчисляется в сумме баллов или очков. Обычно тесты сводятся в батарею тес-
тов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словес-
ные (вербальные) испытания, но и всевозможные "лабиринты", "головоломки" и
т. д.
После того как дети закончили решать батарею тестов, результаты подсчи-
тывают стандартизированным путем, то есть подсчитывают количество очков,
которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так на-
зываемый коэффициент умственной одаренности (IQ). При определении исходят
из того, к примеру, что средняя сумма очков для детей одиннадцати с поло-
виной лет должна приближаться к 120. Отсюда делается "простой" вывод, что
любой ребенок, набравший 120 очков, имеет умственный возраст одиннадцати с
половиной лет. На этом основании вычисляется коэффициент умственной ода-
ренности:
умственный возраст x 100
IQ = фактический возраст ребенка
Если бы, например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков
(120) набрали два ребенка (десяти с половиной и четырнадцати лет) и, та-
ким образом, умственный возраст каждого был приравнен к одиннадцати с по-
ловиной годам, то коэффициент умственной одаренности детей был вычислен
следующим образом:
11,5 x 100
IQ первого ребенка = 10,5 = 109,5
11,5 x 100
IQ второго ребенка = 14 = 82,1
Коэффициент умственной одаренности, как утверждают западные психологи,
выявляет количественную характеристику способностей, точнее, некую неиз-
менную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general
intelligence).
Однако научный психологический анализ обнаруживает, что этот коэффи-
циент умственной одаренности является функцией. В действительности описан-
ная выше сумма приемов выявляет не интеллектуальные способности человека,
а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми не
следует смешивать способности. Динамика приобретения знаний и навыков,
составляющая сущность способностей, остается при этом невыявленной. К то-
му же очевидно, что наилучшие результаты обнаружит учащийся, который был
специально подготовлен учителями, репетиторами или родителями. А это уже
зависит от экономического положения семьи.
Из всего сказанного не следует, что количественная характеристика и из-
мерение способностей невозможны, и что использование различных диагности-
ческих приемов, тестов и проверок заведомо нежелательно. Задача выявления
уровня способностей остается актуальной и при отборе детей, чьи умствен-
ные способности вследствии врожденных пороков развития мозга не позволяют
учиться в обыкновенной школе, и при отборе самых способных к математике
детей для обучения в специализированной школе, и при отборе летчиков и
космонавтов, и т. д. И в этом смысле не могут вызывать возражения ни ко-
роткие испытания, ни попытки количественно выразить их результаты. Тесты,
при помощи которых можно было бы измерять способности, получат права на
существование в том случае, если они приобретут научный характер и прежде
всего если исследователю будет ясно, что он изучает именно пособности, а
не знания, навыки и умения.
Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а форми-
рование их проходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь
определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в про-
цессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобре-
тает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив
ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях
показывают заметные успехи), можно сделать обоснованные выводы о величине,
силе и слабости способностей. Если в психологических тестах, составленных
в соответствии со строгими научными требованиями, удасться смоделировать
важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения зна-
ний и умений, то такие испытания позволят достаточно быстро измерять и вы-
ражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать
помощь практике. Но тесты всегда следует использовать в сочетании с други-
ми методами исследования личности.
0 коммент.:
Отправить комментарий