17 июл. 2012 г.

Количественная характеристика способностей.

Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX - начале XX веков, ряд буржуазных психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необхо- димостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложениями выявить уровень способностей обучающихся. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни. Однако проблема количественной характеристики способностей с момента своего возникновения приобрела двойственный характер. Она, с одной сторо- ны, обещала объективное выявление реальных возможностей трудящегося чело- века и его фактической пригодности, без чего на самом деле затруднительно подобрать подходящю для человека работу (профориентация) и отобрать людей, пригодных для данной работы (профотбор). В этом заключалась прогрессив- ность идеи количественных исследований в психологии способностей по срав- нению с предшествующим времение, когда человеческий фактор в трудовой дея- тельности (т. е. реальный человек и его способности) во внимание не прини- мались. В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. С их помощью, в ряде стран (США, Великобри- тания и др.) осуществляется определение способностей и производится сорти- ровка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих должностей в промышленности и т. д. В Великобритании, например, по ре- зультатам тестирования производят зачисление в так называемые грамматичес- кие школы, дающие право на поступление в университет. По содержанию тесты умственной одаренности представляют собой ряд вопро- сов или задач, успешность решения которых (с учетом затраченного времени) исчисляется в сумме баллов или очков. Обычно тесты сводятся в батарею тес- тов, нарастающих по сложности. Среди тестов могут быть не только словес- ные (вербальные) испытания, но и всевозможные "лабиринты", "головоломки" и т. д. После того как дети закончили решать батарею тестов, результаты подсчи- тывают стандартизированным путем, то есть подсчитывают количество очков, которые набрал каждый испытуемый. Это дает возможность определить так на- зываемый коэффициент умственной одаренности (IQ). При определении исходят из того, к примеру, что средняя сумма очков для детей одиннадцати с поло- виной лет должна приближаться к 120. Отсюда делается "простой" вывод, что любой ребенок, набравший 120 очков, имеет умственный возраст одиннадцати с половиной лет. На этом основании вычисляется коэффициент умственной ода- ренности: умственный возраст x 100 IQ = фактический возраст ребенка Если бы, например, в результате тестирования одну и ту же сумму очков (120) набрали два ребенка (десяти с половиной и четырнадцати лет) и, та- ким образом, умственный возраст каждого был приравнен к одиннадцати с по- ловиной годам, то коэффициент умственной одаренности детей был вычислен следующим образом: 11,5 x 100 IQ первого ребенка = 10,5 = 109,5 11,5 x 100 IQ второго ребенка = 14 = 82,1 Коэффициент умственной одаренности, как утверждают западные психологи, выявляет количественную характеристику способностей, точнее, некую неиз- менную, всестороннюю умственную одаренность, или общий интеллект (general intelligence). Однако научный психологический анализ обнаруживает, что этот коэффи- циент умственной одаренности является функцией. В действительности описан- ная выше сумма приемов выявляет не интеллектуальные способности человека, а наличие у него тех или иных сведений, умений и навыков, с которыми не следует смешивать способности. Динамика приобретения знаний и навыков, составляющая сущность способностей, остается при этом невыявленной. К то- му же очевидно, что наилучшие результаты обнаружит учащийся, который был специально подготовлен учителями, репетиторами или родителями. А это уже зависит от экономического положения семьи. Из всего сказанного не следует, что количественная характеристика и из- мерение способностей невозможны, и что использование различных диагности- ческих приемов, тестов и проверок заведомо нежелательно. Задача выявления уровня способностей остается актуальной и при отборе детей, чьи умствен- ные способности вследствии врожденных пороков развития мозга не позволяют учиться в обыкновенной школе, и при отборе самых способных к математике детей для обучения в специализированной школе, и при отборе летчиков и космонавтов, и т. д. И в этом смысле не могут вызывать возражения ни ко- роткие испытания, ни попытки количественно выразить их результаты. Тесты, при помощи которых можно было бы измерять способности, получат права на существование в том случае, если они приобретут научный характер и прежде всего если исследователю будет ясно, что он изучает именно пособности, а не знания, навыки и умения. Способности не существуют вне конкретной деятельности человека, а форми- рование их проходит в процессе обучения и воспитания. Самый верный путь определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в про- цессе обучения. Наблюдая за тем, как с помощью взрослых ребенок приобре- тает знания и умения, как по-разному принимает эту помощь (одни, получив ее, тем не менее продвигаются весьма медленно, другие в тех же условиях показывают заметные успехи), можно сделать обоснованные выводы о величине, силе и слабости способностей. Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удасться смоделировать важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения зна- ний и умений, то такие испытания позволят достаточно быстро измерять и вы- ражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать помощь практике. Но тесты всегда следует использовать в сочетании с други- ми методами исследования личности.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.