17 июл. 2012 г.

Качественная характеристика способностей.

Способности были охарактеризованы как индивидуально-психологические осо- бенности, то есть такие качества, которыми отличается один человек от дру- гого. Говоря о том, что опыт и разум свидетельствуют о том, что люди не равны, то под равенством мы обычно понимаем равенство способностей, или одинаковость физических сил и душевных способностей людей. Очевидно, что в этом смысле люди не равны, именно поэтому, говоря о способностях, необхо- димо охарактеризовать эти различия. они могут быть и качественными и коли- чественными. Для педагога в равной степени важно знать, и к чему обнаружи- вает способности ученик, а следовательно, какие индивидуально-психологи- ческие особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности как обязательное условие ее успешности (качественная характеристика способнос- тей), и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает на- выками, умениями и знаниями по сравнению с другими (количественная харак- теристика способностей). В основе одинаковых или чем-то сходных достижений при выполнении ка- кой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способнос- тей. Это открывает перед нами важную сторону способностей личности: широ- кие возможности компенсации одних свойств другими, которые один человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво. Компенсаторные возможности способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей, лишенных зрения и слуха. Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других, от- крывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая грани- цы выбора профессии и совершенствования в ней. В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогичес- кой, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнару- жить большие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив, какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной дея- тельности, можно, далее, ответить на вопрос, в какой мере они развиты у человека: в большей или в меньшей степени по сравнению с его товарищами по работе и учебе.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.