17 июл. 2012 г.
Home »
» Качественная характеристика способностей.
Качественная характеристика способностей.
Способности были охарактеризованы как индивидуально-психологические осо-
бенности, то есть такие качества, которыми отличается один человек от дру-
гого. Говоря о том, что опыт и разум свидетельствуют о том, что люди не
равны, то под равенством мы обычно понимаем равенство способностей, или
одинаковость физических сил и душевных способностей людей. Очевидно, что в
этом смысле люди не равны, именно поэтому, говоря о способностях, необхо-
димо охарактеризовать эти различия. они могут быть и качественными и коли-
чественными. Для педагога в равной степени важно знать, и к чему обнаружи-
вает способности ученик, а следовательно, какие индивидуально-психологи-
ческие особенности его личности вовлекаются в процесс деятельности как
обязательное условие ее успешности (качественная характеристика способнос-
тей), и в какой мере способен ученик выполнять требования, предъявляемые
деятельностью, насколько быстрее, легче и основательнее он овладевает на-
выками, умениями и знаниями по сравнению с другими (количественная харак-
теристика способностей).
В основе одинаковых или чем-то сходных достижений при выполнении ка-
кой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способнос-
тей. Это открывает перед нами важную сторону способностей личности: широ-
кие возможности компенсации одних свойств другими, которые один человек
развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво. Компенсаторные возможности
способностей человека выявляются, например, специальным воспитанием людей,
лишенных зрения и слуха.
Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других, от-
крывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая грани-
цы выбора профессии и совершенствования в ней.
В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на
вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогичес-
кой, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнару-
жить большие успехи и достижения. Тем самым качественная характеристика
способностей неразрывно связана с характеристикой количественной. Выяснив,
какие конкретно-психологические качества отвечают требованиям данной дея-
тельности, можно, далее, ответить на вопрос, в какой мере они развиты у
человека: в большей или в меньшей степени по сравнению с его товарищами по
работе и учебе.
0 коммент.:
Отправить комментарий