17 июл. 2012 г.

Структура способностей.

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имею- щих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, кото- рая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности. Так, структура математически способностей, по имеющимся данным, вклю- чает ряд частных способностей: способность к обобщению математического ма- териала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и соответствующих математических действий (многозвеньевая последова- тельность рассуждений заменяется короткой связью, вплоть до почти непос- редственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность обратимости мыслительного процесса (то есть способность к легкому перево- ду от прямого к обратному ходу мысли), гибкость мыслительных процессов при решении математических задач и др. Структура литературных способностей предлагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий инте- рес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, педогогических, конструкторских, ме- дицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, зна- ние специфической структуры профессиональных или специальных способностей чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в про- цессе обучения и в случае их отсутствия или недостаточной выраженности формировать необходимые качества личности ребенка. Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомога- тельное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педа- гогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обу- чения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с лич- ностью педагога и ее особенностями.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.