17 июл. 2012 г.
Home »
» Структура способностей.
Структура способностей.
Способности представляют собой совокупность психических качеств, имею-
щих сложную структуру. Структура совокупности психических качеств, кото-
рая выступает как способность, в конечном счете определяется требованиями
конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.
Так, структура математически способностей, по имеющимся данным, вклю-
чает ряд частных способностей: способность к обобщению математического ма-
териала, способность к свертыванию процесса математического рассуждения и
соответствующих математических действий (многозвеньевая последова-
тельность рассуждений заменяется короткой связью, вплоть до почти непос-
редственной связи между восприятием задачи и ее результатом), способность
обратимости мыслительного процесса (то есть способность к легкому перево-
ду от прямого к обратному ходу мысли), гибкость мыслительных процессов при
решении математических задач и др. Структура литературных способностей
предлагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких
наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий инте-
рес к психологии людей, потребность в самовыражении и др. Специфический
характер имеет строение музыкальных, педогогических, конструкторских, ме-
дицинских способностей и многих других. Даже если принимать во внимание
широкие возможности компенсации и замены одних компонентов другими, зна-
ние специфической структуры профессиональных или специальных способностей
чрезвычайно важно для педагога, призванного учитывать способности в про-
цессе обучения и в случае их отсутствия или недостаточной выраженности
формировать необходимые качества личности ребенка.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных
способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомога-
тельное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами
будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с
высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс
организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д.
К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и
др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педа-
гогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обу-
чения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с лич-
ностью педагога и ее особенностями.
0 коммент.:
Отправить комментарий