17 июл. 2012 г.
Home »
» Динамика способностей.
Динамика способностей.
Также необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу
есть понятие динамическое. Способность существует только в движении,
только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности,
как она существует до начала своего развития, также как нельзя говорить о
способности, достигшей своего полного развития, иными словами, закончив-
шей свое развитие.
Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упус-
кать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той
или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует,
что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной дея-
тельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от
друга. Нельзя понимать дело так, Что способность существует до того, как
началась соответствующая деятельность, и только используется в этой пос-
ледней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того,
как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого сущес-
твовал только задаток как анатомо-физиологический факт.
Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что
они создаются в этой деятельности.
Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямо-
линейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на от-
дельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и
склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вы-
текает признание того, что склонности могут возникать и развиваться неза-
висимо от способностей или, наоборот, способности - независимо от склон-
ностей.
0 коммент.:
Отправить комментарий