17 июл. 2012 г.

Ошибочность фаталистического взгляда

Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяс- нение вопроса об их отношении к мозгу - субстрату всех психических процес- сов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-психичес- кие особенности личности, способности не приобретаются человеком в гото- вом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в жизни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств, а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате взаимо- действия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг на- чинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психологи- ческие качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способнос- ти не являются врожденными. Защита этой точки зрения - необходимое усло- вие борьбы за научное понимание личности человека и его способностей про- тив проявлений идеализма. Еще Платон утверждал, что способности являются врожденными и что все знания, которыми пользуется человек, - это его вос- поминания о пребывании в идеальном мире "абсолютных знаний". Учение о врожденности способностей проникает в богословскую догматику. В XVII веке в трудах французского философа Декарта подобный подход фигурирует в ка- честве учения о "врожденных идеях". С помощью этого освященного авторите- том церкви взгляда на способности утверждалось социальное, правовое, поли- тическое неравенство людей, укреплялись фаталистические воззрения на не- возможность обучения представителей низших сословий. Это реакционный и научно необоснованный взгляд на врожденность способностей, тесно связан- ный с идеалистическими представлениями о бесплотной и бессмертной душе, которую со всеми присущими ей готовыми качествами и свойствами человек якобы получает при рождении, категорически отвергается научной епсихоло- гией. Необходимо заметить, что ошибочное мнение, согласно которому способности даны человеку от рождения готовыми, распространено у нас среди некоторой части родителей и даже педагогов. Это мнение является не столько порожде- нием реакционных психологических и педагогических теорий, сколько ре- зультатом психологической и педагогической малограмотности. Иногда оно превращается в своего рода ширму педагогической пассивности и беспомощнос- ти некоторых воспитателей. По существу, эта удобная "психологическая гипо- теза" (способности - готовый дар природы) освобождает от необходимости за- думываться над причинами неуспеваемости того или иного ученика и прини- мать действенные меры к их устранению. Таким образом, отвергая концепцию врожденности способностей, научная пси- хология выступает прежде всего против фатализма - представления о роковой предопределенности способностей человека неким неизменным природным факто- ром.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.