17 июл. 2012 г.
Home »
» Ошибочность фаталистического взгляда
Ошибочность фаталистического взгляда
Правильное понимание сущности способностей человека предполагает выяс-
нение вопроса об их отношении к мозгу - субстрату всех психических процес-
сов, состояний, качеств и особенностей. Как и все индивидуально-психичес-
кие особенности личности, способности не приобретаются человеком в гото-
вом виде, как нечто данное ему от природы, врожденное, а формируются в
жизни и деятельности. На свет человек появляется без психических свойств,
а лишь с общей возможностью их приобретения. Только в результате взаимо-
действия с действительностью и активной деятельности человеческий мозг на-
чинает отражать окружающий мир, обнаруживая свои индивидуально-психологи-
ческие качества и особенности (в том числе и способности). В таком смысле
и следует понимать принятое в научной психологии положение, что способнос-
ти не являются врожденными. Защита этой точки зрения - необходимое усло-
вие борьбы за научное понимание личности человека и его способностей про-
тив проявлений идеализма. Еще Платон утверждал, что способности являются
врожденными и что все знания, которыми пользуется человек, - это его вос-
поминания о пребывании в идеальном мире "абсолютных знаний". Учение о
врожденности способностей проникает в богословскую догматику. В XVII веке
в трудах французского философа Декарта подобный подход фигурирует в ка-
честве учения о "врожденных идеях". С помощью этого освященного авторите-
том церкви взгляда на способности утверждалось социальное, правовое, поли-
тическое неравенство людей, укреплялись фаталистические воззрения на не-
возможность обучения представителей низших сословий. Это реакционный и
научно необоснованный взгляд на врожденность способностей, тесно связан-
ный с идеалистическими представлениями о бесплотной и бессмертной душе,
которую со всеми присущими ей готовыми качествами и свойствами человек
якобы получает при рождении, категорически отвергается научной епсихоло-
гией.
Необходимо заметить, что ошибочное мнение, согласно которому способности
даны человеку от рождения готовыми, распространено у нас среди некоторой
части родителей и даже педагогов. Это мнение является не столько порожде-
нием реакционных психологических и педагогических теорий, сколько ре-
зультатом психологической и педагогической малограмотности. Иногда оно
превращается в своего рода ширму педагогической пассивности и беспомощнос-
ти некоторых воспитателей. По существу, эта удобная "психологическая гипо-
теза" (способности - готовый дар природы) освобождает от необходимости за-
думываться над причинами неуспеваемости того или иного ученика и прини-
мать действенные меры к их устранению.
Таким образом, отвергая концепцию врожденности способностей, научная пси-
хология выступает прежде всего против фатализма - представления о роковой
предопределенности способностей человека неким неизменным природным факто-
ром.
0 коммент.:
Отправить комментарий