17 июл. 2012 г.
Home »
» Задатки как природные предпосылки
Задатки как природные предпосылки
Отрицание врожденности способностей не имеет абсолютного характера. Не
признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность
дифференциальных особенностей, заключенных в строении мозга, которые мо-
гыт оказаться условиями успешного выполнения какой-либо деятельности (ча-
ще группы, целого куста профессий, специальностей, видов трудовой актив-
ности и т. д.). Эти морфологические и функциональные особенности строения
мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных
предпосылок развития способностей, называются задатками.
Рассмотрим соотношение между способностями и задатками на конкретном при-
мере. Так, к числу врожденных задатков относится необычайно тонкое обоня-
ние - особо высокая чувствительность обонятельного анализатора. Является
ли это какой-либо способностью? Нет, ведь всякая способность - это способ-
ность к чему-то, к какой-либо конкретной человеческой деятельности или ря-
ду деятельностей. В противном случае само слово "способность" становится
бессмысленным. Поэтому подобная особенность нервно-психической организа-
ции человека остается безликим задатком. Строением мозга не предусмотрено,
какие специальности и профессии, связанные с изощренными обонятельными
ощущениями, исторически сложатся в человеческом обществе. Не предусмотре-
но и то, какую область деятельности изберет для себя человек и получит
ли он в условиях этой деятельности возможности для развития указанных за-
датков. Но если в обществе возникла потребность в таких профессиях, где
нужны именно особо тонкие обонятельные ощущения, и если данный конкретный
человек имеет соответствующее природные задатки, то ему легче, чем ко-
му-либо другому, развить у себя соответствующие способности. Например,
есть редкая и ценная профессия - парфюмеры, которые могут быть названы
"композиторами ароматов". В стране их немного - около тридцати человек.
Основная их задача - создавать оригинальные ароматы, подготовляя серийный
выпуск духов. Разумеется, профессиональные способности этих людей пред-
ставляют собой результат развития задатков, которые заключаются в особен-
ностях строения и функционирования обонятельного анализатора. Но сказать
про одного из представителей этой профессии: "Он прирожденный парфюмер" -
можно, только выражаясь фигурально, так как мозг его не содержит предопре-
деления жизненного пути. профессии, способностей.
Задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут разви-
ваться различные способности, в зависимости от характера требований,
предъявляемых деятельностью.
В области изучения природы и сущности задатков наука делает первые шаги.
Негативный материал, относящийся к указанной проблеме, пока преобладает
над позититивным - имеется гораздо больше научных данных о дефектах задат-
ков, чем о структуре их продуктивных проявлений. Так, целый ряд тяжелых
врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалий мозга (олигофре-
ния) выступает как почти необратимый дефект задатков, становящийся тормо-
зом развития способностей.
В настоящее время можно говорить о большей или меньшей продуктивности ги-
потез о сущности природных предпосылок развития способностей. Не подтвер-
дилась высказанная Ф.Галлем гипотеза о существовании связи между отдельны-
ми анатомическими особенностями мозга и отдельными способностями. Хотя
мысль Ф. Галля, что качества ума, таланты и способности строго локализиро-
ваны в больших полушариях мозга, давно отвергнута наукой и стала достоя-
нием истории, в обыденном сознании до сих пор сохранились представления,
что якобы существует связь между величиной мозга и способностямии человека.
Индивида с высоким лбом в условиях межличностного восприятия заведомо на-
деляют умом, ожидают от него разумных суждений и решений и оказываются
глубоко разочарованными, если ожидания не оправдываются. Напротив, инди-
вид с низким лбом встречает неблагоприятный прогноз по отношению к ум-
ственным способностям, хотя как правило, эти предсказания не подтверждают-
ся наблюдением за проявлениями его интеллекта.
Представление о том, что такие сложные психологические особенности, как
способности, могут локально размещаться в определенных участках мозга, от-
ражало ранний этап физиологических и психологических знаний и было начис-
то отвергнуто в дальнейшем. Современная физиология свидетельствует, что в
коре мозга локализуются многочисленные психические функции. Предполагают,
например, что центр речевых движений располагается в задней части третьей
лобной извилины левого полушария, центр понимания речи находится в другом
месте - задней трети верхней височной извилины того же левого полушария. И
если принять во внимание, что человеческая речь - результат сложного взаи-
модействия ряда отделов мозга, то нет оснований предполагать, что способ-
ности человека, связанные с речевой деятельностью, могут быть строго лока-
лизованы в одном каком-нибудь участке мозга.
В настоящее время наиболее продуктивными являются гипотезы, которые свя-
зывают задатки с микроструктурой мозга и органов чувств. Можно предполо-
жить, что углубленное изучение строения мозговой клетки позволит обнару-
жить морфологические и функциональные особенности, отличающие нервную
ткань одаренного человека. Значительной достоверностью обладают также ги-
потезы, связывающие задатки с некоторыми дифференциальными особенностими
нервных процессов (различными по их силе, уравновешенности и подвижности)
и тем самым с типами высшей нервной деятельности.
Особая чувствительность нервной системы может выступать как некий зада-
ток, на основе которого будут развиваться способности, связанные с такими
видами трудовой деятельности, где требуется высокая реактивность, впечат-
лительность, своего рода тонкость душевной организации.
0 коммент.:
Отправить комментарий