17 июл. 2012 г.

Способности и наследственность.

Тот факт, что природные предпосылки способностей - задатки заключены в особенностях строения и функционирования нервной системы, делает достовер- ным предположение, что они, как и все другие морфологические и физиологи- ческие качества, подчинены общим генетическим законам. Вместе с тем гипо- теза возможной наследуемости задатков не должна быть отождествлена с идеей наследственности способностей. Указанная проблема имеет большую историю. Еще в 1875 г. была опубликова- на книга английского антрополога и психолога Ф. Гальтона "Наследствен- ность таланта. Ее законы и последствия", где автор, изучивший родственные связи многих сотен выдающихся людей, сделал вывод, что таланты передаются по наследству либо по отцовской, либо по материнской линии. Однако выводы Гальтона не имели научной достоверности. Никаких убедительных доказа- тельств наследуемости талантов судей, политических деятелей, полководцев он не мог привести. Единственный вывод, который можно сделать по материа- лам Гальтона, заключался в том, что семьи состоятельных, знатных и образо- ванных людей составляют благоприятную среду, где могут развиться качества, необходимые для занятий интеллектуальным трудом. Никаких выводов о наслед- ственной предрасположенности к тем или иным профессиям на основании дан- ных Гальтона ни один добросовестный исследователь не решится сделать. Обсуждая материалы Гальтона, надо сделать одну оговорку. Рядом с сомни- тельными доказательствами талантливости семейств судей, писателей, полко- водцев и т.п. он приводит сведения, которые не могут не производить впе- чатления определенной убедительности. В семействе Бахов, например, музы- кальный талант впервые обнаружился в 1550 г. и с особенной силой проявил- ся через пять поколений у великого композитора И.С.Баха и иссяк после не- кой Регины Сусанны, жившей еще в 1800 г. В семье Бахов было около шестиде- сяти музыкантов, из них двадцать выдающихся. Гальтон приводит и другие факты: в семье скрипачей Бенда насчитывалось девять видных музыкантов, в семье Моцарта - пять, в семье Гайдна - два. Все это позволяет сделать некоторые общие выводы. В подавляющем большинстве случаев изучение родословных выдающихся людей (если речь идет о действительно выдающихся людях) свидетельствует не о биологической нас- ледственности, а о наследственности условий жизни, т.е. тех социальных ус- ловий, которые благоприятствуют развитию способностей. Очевидно, если все в семье живут музыкой, если весь строй жизни наталкивает ребенка на необ- ходимость ею заниматься, если высшим достоинством каждого признается музы- кальность, то не приходится удивляться, что в этом семействе возникают му- зыкальные дарования. Впрочем, пример Бахов дает некоторые основания пред- полагать, что здесь имеет место и определенная наследственность музы- кальных задатков. Возможно, какие-то особенности строения и функционирова- ния слухового анализатора (парциальные типологические особенности) переда- вались по наследству у членов этого семейства из рода в род. Гальтон ука- зывал, что музыкальные задатки передавались у Бахов исключительно по муж- ской линии. Можно говорить о потомственных профессиях, занятиях, которые помогают выявлению соответствующих способностей. Известны династии театральные (Са- довские), цирковые (Дуровы), ученых (Якушкины, Фортунатовы) и т.д. Извес- тны династии моряков, сталеваров, резчиков по дереву и многих других заме- чательных умельцев. Естественно, что сын выбирает профессию отца и деда и преуспевает на этом поприще. Но вместе с тем можно назвать бесчисленное множество выдающихся людей, чьи дети и внуки не перенимают специальных способностей своих родителей и не избирают их жизненный путь. Серьезная статистика не дает никаких доказательств наследственности спо- собностей и талантов. Идея наследственности способностей противоречит и научной теории. Можно признать научно установленным, что с момента появле- ния человека современного типа, т.е. кроманьонца, жившего около ста тысяч лет назад, развитие человека происходит не путем отбора и наследственной передачи изменений его природной организации - развитие человека и его способностей управляется общественно-историческими законами.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.