18 июл. 2012 г.
Home »
» Предвосхищение общественно ценного результата
Предвосхищение общественно ценного результата
Чтобы деятельность в условиях нашего общества можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как ценный для общества. Важно отметить также, что слово «предвосхищение» указывает одновременно и на познавательный (гностиче¬ский) и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) ре¬зультата деятельности.
Например, если повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные обра¬зы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производст¬вом серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме — в виде числен¬но заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д. Специфика некоторых разновид¬ностей профессионального труда состоит в том, что резуль¬тат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог-разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д. Аналогичные вещи можно сказать о следо¬вателе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка — текстуры — древесины), о художнике-оформи¬теле и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат.
0 коммент.:
Отправить комментарий