18 июл. 2012 г.
Home »
» Психические регуляторы
Психические регуляторы
Система регуляторов человеческого поведения своеобразна и представляет собой сложнейшую психическую структуру. Е. А. Климов выделяет следующие группы психических регуляторов.
1. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и проявлений трудовой деятельности):
1) чувственный образ (сенсорный, перцептивный).
Напри¬мер, знание и различение множества оттенков цвета позволяют маляру доводить колер до нужного образца; зна¬ние и различение вкусовых и ароматических свойств пред¬метов питания позволяют повару быть на уровне запросов потребителя; тонкая ориентировка в при¬лагаемых к ручному инструменту усилиях — важное усло¬вие правильности действий регулировщика, сборщика, гравера;
2) репрезентативный конкретный образ (представления памя¬ти, воображения).
Например, об особенностях прочности, хладо- и жаростойкости, тепло- и электропроводности материалов).
3) репрезентативный отвлеченный образ (понятия, схемы, сис¬темы понятий, усвоенные алгоритмы действий).
Например, для медника латунь — это и достаточно прочный, хорошо обрабатывающийся под давлением мате¬риал, высокопластичный, стойкий к коррозии, и в то же время — материал, с помощью которого можно соединять пайкой изделия из углеродистой стали, меди; для плодоовощевода почва выступает как сложный, богатый признакам объект — здесь и влажность, и температура, и воздухонеп¬роницаемость, водопроницаемость и т.д.
Этого рода психические регуля¬торы поведения, деятельности усваиваются прежде всего в теоретическом обучении и в процессе самостоятельной ра¬боты ума человека).
II. Образ субъекта:
4) актуальный "Я-образ" (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях).
Например, «это я смогу сам, а вот это без помощи других не удастся сделать», «это я плохо знаю, надо посмотреть в справочнике», «когда я тороплюсь, у меня все из рук валит¬ся, поэтому надо к предстоящей работе все заранее приго¬товить в избытке, чтобы не пришлось срочно что-нибудь разыскивать».
5) обобщенный "Я-образ " ("Я — концепция" — я в прошлом, я ныне, я в будущем; я среди других, я как представитель про¬фессиональной общности, я как организм, как индивидуаль¬ность, как член общества).
III. Образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отно¬шений:
6) потребности, потребностные состояния.
Например, (потреб¬ности очень разнообразны) это и природные (влечение к новизне, к деятельности, активности, к пище, половое влечение, инстинкт самосохранения), и так называемые социогенные (потребность в определенных предме¬тах питания, одежды, потребность в одобрении окружаю¬щих, желание занять достойное место среди людей, потребность иметь семью, воспитать детей, потребность в познании специальной области действительности и др.).
7) Эмоции, чувства, эмоциональные отношения,
Например, аффективный тон знаний, действий (он выражается в том, что знания, действия сопровождаются переживанием, которое выражается словами «приятный», «неприятный», «веселый», «скучный»,«напряженный», «успокоительный» и т.п. При этом человек обычно не замечает, что здесь проявляется его собственное переживание, а приписывает называемое качество объекту — «веселый ситец», «прият¬ный цвет», «отвратительный запах» и пр.).
Эмоциональные реакции, то есть кратковременные, более или менее сильные переживания того или иного от¬ношения к происходящим событиям, изменениям в среде.
Например, удивление, радость, страх, гнев, страдание, презрение. Эти переживания как бы сигнализируют человеку о благо¬приятности или неблагоприятности для него соответствую¬щих внешних воздействий — сигнализируют еще до того, как он успел обдумать все «за» и «против».
Эмоциональные состояния, то есть сравнительно про¬должительные — длящиеся часы и дни — переживания, сходные по содержанию с эмоциональными реакциями, но отличающиеся от них двумя признаками — они менее ярко выражены, чем реакции, и менее определенно осознается связь их с какими-то внешними обстоятельствами.
Напри¬мер, радостное настроение, состояние, бодрости, тоски и пр.).
Эмоциональные отношения (высшие чувства) — пе¬реживания избирательного отношения к реальным или мыслимым объектам, опирающиеся на ясное осознание объ¬екта, на сознательные доводы, принципы, которые могут сохраняться у человека очень долго, даже в течение всей жизни.
Например, чувство долга, чувство дружбы, люб¬ви, патриотизма, интернационализма, гордости за свою профессию, любовь к труду и т.д.).
7) Направленность личности, мировоззрение.
Например, идеалы — мысленные образцы людей, судеб, укла¬дов жизни, которыми фактически руководствуется чело¬век. Таким идеалом для учащегося может быть и реальный человек, и герой художественного произведения, и истори¬ческая личность, и собирательный образ, сконструирован¬ный из черт, особенностей, свойственных разным людям, героям литературы, кино и т.д.
Убеждения, то есть твердые, сознательно обоснован¬ные определенными доводами взгляды человека на приро¬ду, общество, самого себя. Система убеждений составляет мировоззрение человека — важнейшую область внутрен¬них регуляторов человека.
9) Характер как свойственная человеку система устойчивых отношений к разным сторонам действительности.
С каждой из перечисленных групп регуляторов находятся соответствующие устойчивые индивидуальные качества данного человека, от которых зависит некоторый неповторимый, свойственный этому человеку тип поведе¬ния, стиль психической активности.
Особое место в качестве регуляторов поведения занима¬ют явления пользования общественно выработанными сис¬темами знаков и прежде всего — естественным родным языком.
0 коммент.:
Отправить комментарий