10 апр. 2012 г.
Home »
» МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭМПИРИЧЕСКОМ И ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ
МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЭМПИРИЧЕСКОМ И ТЕОРЕТИЧЕСКОМ УРОВНЯХ
Анализ и синтез.
Анализ – это прием мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения. В качестве таких частей могут быть какие-то вещественные элементы объекта или же его свойства, признаки.
В процессе синтеза производится соединение воедино состав¬ных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объек¬та, расчлененных в результате анализа. На этой основе проис¬ходит дальнейшее изучение объекта, но уже как единого целого. При этом синтез не означает простого механического соединения разъединенных элементов в единую систему. Анализ фик¬сирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенно общее, что свя¬зывает части в единое целое.
Индукция и дедукция.
Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.
Различают полную и неполную индукцию. Полная индук¬ция строит общий вывод на основании изучения всех предме¬тов или явлений данного класса. Суть неполной индукции состоит в том, что она стро¬ит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, ко¬торые противоречат индуктивному умозаключению.
Дедукция напротив есть получение част¬ных выводов на основе знания каких-то общих положений. Но особенно большое познавательное значение дедукции прояв¬ляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например новая научная идея. В этом случае де¬дукция является отправной точкой зарождения новой теорети¬ческой системы.
Аналогия.
Аналогия - метод познания, при котором происходит пере¬нос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо од¬ного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предме¬тов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете.
Моделирование.
Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Моделирование применяется там, где изучение оригинала невозможно или затруднительно и связанно с большими расходами и риском. Типичным приемом моделирования является изучение свойств новых конструкций самолетов на их уменьшенных моделях, помещенных в аэродинамическую трубу.
Современной науке известно несколько типов моделиро¬вания:
1) предметное моделирование (исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометри¬ческие, физические, динамические или функциональные харак¬теристики объекта-оригинала);
2) знаковое моделирование (в качестве моде¬лей выступают схемы, чертежи, формулы);
3) мысленное моделирование (вместо знако¬вых моделей используются мысленно-наглядные представле¬ния этих знаков и операций с ними).
0 коммент.:
Отправить комментарий