7 апр. 2012 г.

Сущность монополистической конкуренции Э.Чемберлина.

Монополистическую конкуренцию можно определить как особую рыночную структуру, при которой большое количество производителей предлагает на рынок схожую, но неоднородную продукцию, имеющую отличия по качеству, дизайну или какому-либо другому признаку. В работе «Монополистическая конкуренция. Реориентация теории стоимости» (1933) Эдуард Чемберлин (1899—1967) обращает внимание на роль, которую играет в рыночной экономике дифференциация продукта. При этом дифференциация трактуется ученым достаточно широко. Дан¬ное понятие включает не только свойства продукта (его качество, стиль, форма, цвет, упаковка и т.п.), но и условия его реализации, а также услуги, которые сопутствуют его продаже. Основным при¬знаком дифференцированного продукта, по Чемберлину, является наличие у товара (или услуги), у одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака, в том числе и простран¬ственного нахождения продавца, отличий стиля его поведения как субъекта хозяйства, если речь идет о розничной торговле. Э. Чемберлин заключает, что в условиях существования дифференциации «поку¬патели будут группироваться попарно с продавцами не по воле слу¬чая и не беспорядочно (как это происходит при чистой конкурен¬ции), а в соответствии с выбором, основанным на предпочтении» . Таким образом, в условиях повсеместной дифференциации монополистический фактор также повсеместно присутствует в системе ценообразования. Однако там, где присутствует диффе¬ренциация, продавец «обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны более или менее несовершенных заменителей. Посколь¬ку каждый является монополистом и все-таки имеет конкурентов, то мы вправе говорить о них как о «конкурирующих монополис¬тах»; и о силах, действующих в подобной ситуации, мы можем с полным основанием говорить как о силах монополистической конкуренции» . Отсюда следует, что сложившиеся представления о чистой конкурентной природе ценообразования, согласно кото¬рой цены стремятся к уровню, соответствующему условиям чис¬той конкуренции, не соответствуют реальности. В действительности дифференциация приводит к такому по¬ложению, при котором вместо единого рынка складывается сеть частично обособленных, но, тем не менее, взаимосвязанных рын¬ков, на которых существует разнообразие цен, издержек, объемов выпуска продукции той или иной товарной группы. В результате приведенных построений становится очевидным, что модель Чемберлина носит смешанный характер, где взаимосвязаны как эле¬менты конкуренции, так и элементы монополии. Он констатирует, что «большинство экономических ситуаций представляет собой составные явления ...включающие и конкуренцию, и монополию». Э.Чемберлин рассматривает и категорию «чистой монополии», или «законченной монополии на известный продукт». Действие этой модели, так же как и модели чистой конкуренции, ограни¬ченно, ибо власть монополии не распространяется на более ши¬рокий класс товаров, разновидностью которых является монопо¬лизированный продукт. Такого рода монополия закрепляется па¬тентами, авторскими правами, хотя и она обычно сталкивается с конкуренцией более или менее совершенных субститутов. Про¬блема контроля монополиста за ценой решается Э.Чемберлином в соответствии с уже выдвинутым положением о смешанном, син¬тетическом характере процесса ценообразования. Ученый дока¬зывает ограниченный характер воздействия монополиста на цену. Он определяется, прежде всего, наличием субститутов. Кроме того, пределы влиянию монополиста устанавливает спрос на продукт, который может иметь достаточно высокую эластичность. Спрос может быть настолько эластичным, что максимально выгодная для продавца цена будет незначительно отклоняться от цен других продавцов и может совпадать и даже быть ниже общих цен на товары данного рода. Эти рассуждения привели Э.Чемберлина к выводу о том, что монопольные цены не обязательно должны пре¬вышать цены сходных товаров, а, следовательно, и монопольная прибыль не обязательно превышает ее обычную норму. По мнению Чемберлина, монопольная сверхприбыль может возникать при условии создания или увеличения спроса на опреде¬ленный товар, если производитель или продавец защищен от воз¬действия конкурентов. Модель монополистической конкуренции Э.Чемберлина пред¬полагает наличие рыночной структуры, где число продавцов, как и в модели чистой конкуренции, достаточно велико и каждый из них действует относительно независимо от конкурентов, что от¬личает ее от режима чистой монополии. Вторым признаком моде¬ли является наличие качественно разнородного, дифференциро¬ванного продукта, что определяет сосуществование элементов кон¬куренции и монополии (так как покупатели предпочитают товары с определенными качествами и готовы платить за них более высо¬кую цену). Наконец, для данной модели характерен неограничен¬ный вход в производство и реализацию близких групп товаров, что отличает ее от монополистической модели. Заслугой Э.Чемберлина является ревизия устаревшей концеп¬ции «чистой конкуренции» наряду с критическим подходом к кате¬гории «полной монополии». На основе анализа феномена диффе¬ренциации продукта ученый выдвигает обновленную концепцию ценообразования, подчеркивая ведущую роль неценовых факторов. Однако в исследовании феномена монополии Э.Чемберлин также отводит центральную роль проблеме дифференциации, не рассмат¬ривая связи этого фактора с условиями конкурентной борьбы меж¬ду крупными компаниями, которые в действительности являются ведущими хозяйственными субъектами, влияющими на систему ценообразования. Это обстоятельство, на наш взгляд, в известной мере ограничивало влияние теории монополистической конкурен¬ции на развитие экономической науки.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.