9 апр. 2012 г.

Определение консолидированной отчетности

Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что в свою очередь неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных. В настоящее время в российских нормативных документах консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве самостоятельного вида финансовой отчетности. Подобная позиция, в частности, нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Согласно указанному документу консолидированная финансовая отчетность представляет собой разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля. Однако до сих пор Минфин России не имеет четкой позиции в отношении того, как же следует именовать отчетность группы компаний, рассматриваемой в качестве единого хозяйствующего субъекта. В Методических рекомендациях указанная отчетность названа сводной; в Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы - сводной (консолидированной); в Концепции и проекте федерального закона "О консолидированной отчетности" - консолидированной. Отсутствие единой методологической основы приводит к тому, что на практике крупные российские компании все чаще используют понятие "сводная отчетность", в то время как термин "консолидированная отчетность" используется для обозначения отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО. В связи с этим остается актуальным вопрос разделения понятий "сводная" и "консолидированная" отчетность. Сводная отчетность в традиционном ее понимании - отчетность министерств и ведомств, основной целью которой является предоставить государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность оценить результаты деятельности подчиненных организаций. Как правило, такая отчетность: -отражает средние показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли; -содержит значительное количество статистических показателей. Основными методами подготовки отчетности являются статистические методы группировки и сводки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности); -является материалом для составления отраслевых и народнохозяйственных государственных планов экономического развития. Консолидированная финансовая отчетность адресована широкому кругу пользователей финансовой информации: инвесторам, кредиторам, аналитикам, государственным органам (например, в лице налоговой службы и службы статистики) и т.д. Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности: -отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом; -все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников); -отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта; -основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутри-групповые операции [4,c.151]. Принимая во внимание существующие различия между консолидированной и сводной отчетностью, представляется целесообразным разграничить указанные понятия, сохранив термин "сводная отчетность" за отчетностью министерств и ведомств, а термин "консолидированная отчетность" - за отчетностью группы компаний, основанной на отношениях контроля. В этом случае в основе разделения будет лежать методика, применяемая в процессе подготовки отчетности. В свою очередь разделение консолидированной отчетности по типу стандартов, в соответствии с которыми она подготовлена, может проводиться путем добавления соответствующей расшифровки в наименование отчетности. Проект федерального закона "О консолидированной отчетности" во многом призван внести определенность в вопросы, связанные с составлением и представлением консолидированной финансовой отчетности. Согласно предложенному законопроектом порядку группы компаний должны будут ежегодно представлять консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с положениями МСФО, если головные общества указанных групп являются открытыми акционерными обществами и их ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, указанный документ предлагает рассматривать понятие "консолидированная финансовая отчетность" в терминах МСФО. Понятие "консолидированная финансовая отчетность" в том виде, как его трактуют МСФО, требует дополнительного разъяснения, поскольку существующие литературные источники преимущественно ссылаются либо на переводной текст МСФО, в котором допущен ряд неточностей, либо на старую редакцию МСФО, утратившую силу 1 января 2005 г., в то время как новая редакция МСФО во многом изменила требования к порядку составления и представления консолидированной финансовой отчетности [3,c.124].
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.