10 апр. 2012 г.
Home »
» ПОНЯТИЕ, СОСТОВЛЯЮЩИЕ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ, СОСТОВЛЯЮЩИЕ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Под «уровнем жизни» понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей»[1]. Аналогичное содержание в советской статистике имело понятие «благосостояние народа». В настоящее время термин «уровень жизни» вытеснил «благосостояние народа» в силу разных причин, среди которых немаловажное значение имеет снижение уровня жизни в постсоветский период у значительной части населения, а «благосостояние» предполагает положительную характеристику.
«Стоимость жизни» – это денежная оценка фактически потребляемых благ и услуг в течение определенного периода в среднем домохозяйстве и соответствующих достигнутому уровню потребностей.
Под «качеством жизни» в «широком толковании понимается удовлетворенность населения своей жизнью с точки зрения различных потребностей и интересов. Это понятие охватывает: характеристики и индикаторы уровня жизни как экономической категории, условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение прав личности, природно-климатические условия, показатели сохранения окружающей среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его использовать, наконец, субъективные ощущения покоя, комфортности и стабильности»[2].
Повышение уровня и качества жизни обеспечивается экономическим ростом. В зависимости от степени удовлетворения потребностей в экономической литературе различают четыре уровня жизни населения:
1. Достаток - пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека.
2. Нормальный уровень - рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил.
3. Бедность – потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы.
4. Нищета - минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека.
Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни (условия труда, быта, досуга), свободное время.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни:
1) применительно ко всему населению;
2) к его социальным группам;
3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различают социальные нормативы:
➢ развития материальной базы социальной сферы;
➢ доходов и расходов населения;
➢ социального обеспечения и обслуживания;
➢ потребления населением материальных благ и платных услуг;
➢ условий жизни;
➢ состояния и охраны окружающей среды;
➢ потребительского бюджета и др.
Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы в натуральных показателях или процентах и приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты.
Стержнем социальной политики является прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
Задачами статистики уровня жизни являются:
I. Выявление закономерностей изменения благосостояния населения.
II. Комплексное рассмотрение структуры, динамики и темпов изменения его показателей.
III. Дифференциация различных групп населения по доходам и потреблению и анализ влияния различных социально-экономических факторов на это изменение.
IV. Оценка степени удовлетворения потребностей населения в материальных благах и различных услугах по сравнению с рациональными нормами их потребления и разработка на этой основе обобщающих показателей уровня жизни.
Источниками информации для решения поставленных задач выступают:
• текущий учёт и отчётность предприятий, организаций и учреждений, обслуживающих население;
• данные статистики труда, занятости населения, трудоустройства и оплаты, бюджетов домашних хозяйств, переписей населения, разного рода социологических и других обследований социальных условий жизни и деятельности людей.
0 коммент.:
Отправить комментарий