7 апр. 2012 г.
Home »
» Оценка экономической эффективности принятых управленческих решений
Оценка экономической эффективности принятых управленческих решений
Автоматизированный бухгалтерский учет – это не просто бухгалтерский учет с помощью компьютерной техники. Как показала практика, автоматизация бухгалтерского учета эффективна только тогда, когда с ее помощью повышается эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. При автоматизации требуется добиться достижения следующих целей:
− повышение оперативности бухгалтерского учета;
− повышение экономичности бухгалтерского учета;
− снижение числа бухгалтерских ошибок;
− увеличение количества информации, получаемой из бухгалтерского учета;
− упорядочение бухгалтерского учета.
Если таких улучшений не происходит, то автоматизация бессмысленна – она не принесет конечного результата, сам же по себе переход с заполнения бумажных журналов-ордеров на нажимание компьютерных клавиш улучшением не является, это просто замена. Такую ситуацию следует скорее называть «псевдоавтоматизацией». При этом не понятно для чего потрачены немалые деньги на компьютеры, программы и внедрение.
Таким образом, можно сказать, что автоматизация бухгалтерского учета – это процесс, при котором в результате перевода бухгалтерии на компьютер повышается эффективность и улучшается качество ведения бухучета на предприятии. Значит, перед тем как принимать решение об автоматизации бухучета следует выделить, что и как эта автоматизация должна в бухгалтерии улучшить, это и будет целью автоматизации.
Распространенным стереотипом является то, что автоматизация бухгалтерского учета приводит к сокращению бухгалтерского персонала, что приводит к страху перед автоматизацией, а иногда и к ее саботажу. Несмотря на то, что, на первый взгляд, все логично – часть работы берет на себя компьютер, который и вытесняет бухгалтеров-людей, стереотип является ошибочным. Дело в том, что количество необходимых в бухгалтерии бухгалтеров зависит только от количества обрабатываемых бухгалтерией первичных документов (накладных, кассовых ордеров, платежек и пр.), а количество первичных документов не зависит от того, автоматизирован бухучет или нет, оно зависит от объема хозяйственных операций в организации. Кроме того, образуется дополнительное время для проведения различного рода экономических анализов, служащих для разработки мероприятий по повышению эффективности работы предприятия в целом. Таким образом, автоматизация бухгалтерского учета не уменьшает числа необходимых в бухгалтерии бухгалтеров.
Следует отметить, что большинство разработчиков программ финансового анализа добились того, что текст автоматически формируемых заключений выглядит достаточно связанным. К тому же его можно загрузить в текстовый редактор, немного отредактировать, распечатать и положить на стол директору. При этом некоторые программы позволяют регулировать степень детализации изложения, предоставляя пользователю возможность выбирать, какую информацию и с какими подробностями следует включить в отчет.
В ООО «Нефтекамская база» отсутствует напрочь какое-либо специализированное программное обеспечение для бухгалтеров. Работники бухгалтерии вынуждены пользоваться обычным офисным пакетом программ, что несомненно сказывается на качестве бухгалтерского учета на предприятии.
Эффективность автоматизации бухгалтерского учета характеризуется рядом показателей, основными из которых являются:
− повышение производительности труда учетных работников,
− сокращение трудоемкости и стоимостных затрат на ведение учета,
− улучшение качества обработки учетной информации,
− сокращение сроков составления отчетности.
Эффективность перехода от бескомпьютерной обработки информации к компьютерной может быть оценена по показателям прямым и косвенным. Прямые показатели отражают экономию затрат на сам процесс обработки информации, а косвенные – улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности за счет повышения интенсивности и оперативности контроля, выявления и устранения причин потерь и необоснованности затрат, углубления анализа и т.п.
Оценку прямой экономии проводим в следующей последовательности:
1) Определим затраты на бескомпьютерную обработку данных:
, руб., (21)
где – годовой бюджет рабочего времени, чел*час (1950 час.);
– средневзвешенная тарифная ставка учетного работника, руб./чел.*час;
– численность учетных работников до компьютеризации (6 чел.);
= 0,2…0,5 – коэффициент накладных расходов;
= 0,35 – 0,5 – коэффициент дополнительных затрат, связанных с зарплатой.
руб.
2) Оцениваем затраты на автоматизированную обработку:
, руб., (22)
где – затраты машинного времени, час;
= 1,3…1,4 – коэффициент запаса, учитывающий время работы процессора, дисковой памяти, принтера, с манипулятором «мышь», потери на другие операции;
– время ввода данных с клавиатуры, час;
– стоимость машинного времени (текущие затраты и амортизация), руб./час.
Время ввода данных с клавиатуры оцениваем по формуле:
,час., (26)
где – объем вводимой информации в символах;
– скорость ввода данных с клавиатуры (100…130 символов/мин),
, (23)
где – число видов учетных документов, поступающих на компьютерную обработку за год;
– среднее число документов вида j, поступающих на компьютерную обработку за год;
– среднее число строк, заполненных в документе вида j;
– среднее число символов, вводимых из строчных реквизитов документа вида j;
– среднее число символов, вводимых извне строчных реквизитов документа вида j;
символов
час.
час.
руб.
3) Оцениваем трудоемкость и стоимость работ, остающихся неавтоматизированными при компьютерной обработке:
, час (24)
руб., (25)
где – доля работ, неподдающихся автоматизации в общей трудоёмкости (0,2 – 0,5).
чел*час.;
руб.
4) Оцениваем нужное число работников для автоматизированной обработки учетных данных ( ) и число автоматизированных рабочих мест для них ( ):
, чел. (26)
(27)
чел.
рабочих мест.
5) Вычисляем оценку прямой экономии от компьютеризации:
, тыс. руб., (28)
где руб.;
тыс. руб.
Рассчитаем косвенную экономию:
, тыс.руб., (29)
где – выручка от реализации , тыс.руб.;
– полная себестоимость реализованного, тыс. руб.;
= (0,1…1,0) % – процент прироста выручки от реализации;
= – (0,2..2,0) % – процент уменьшения полной себестоимости.
Для контроля правильности рассчитанных величин оценок экономии нужно отметить, что косвенная экономия значительно превышает прямую > . Более того, прямая экономия нередко бывает отрицательной.
тыс. руб.
Оценка суммарного эффекта компьютеризации выполняется по формуле:
, тыс. руб. (30)
тыс. руб.
Расчетный экономический эффект определяется по формуле:
, тыс. руб., (31)
где = 0,15 – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений;
– капитальные затраты на компьютеризацию учета, тыс. руб. В капитальные вложения на компьютеризацию входят:
− 18 тыс. руб. – стоимость лицензионного пакета «1С: Бухгалтерия 8» на 5 рабочих мест;
− 980 руб./час х 72 часа – настройка программного продукта;
− 3,5 тыс. руб./чел. х 4 чел. – обучение персонала;
− 26 тыс. руб. х 3 шт. – компьютерная техника;
− 5 тыс. – оборудование и установка ЛВС.
Итого:
тыс. руб.
тыс. руб.
Расчетный коэффициент экономической эффективности:
(32)
Срок окупаемости:
, лет (33)
года или 1 год и 3 мес.
Если > 0,7 или < 1,5 компьютеризация считается экономически оправданной.
Таким образом, экономический эффект от внедрения проекта составит 120,226 тыс. руб. Затраты на компьютеризацию составят 185,56 тыс. руб., при этом срок окупаемости капитальных вложений будет равен 1 году и 3 месяцам. Расчетный коэффициент экономической эффективности равен 0,8. Поскольку условия неравенства 0,7 < 0,8 выполняются, то внедрение данного проекта можно считать экономически оправданным.
Таким образом, предложены рекомендации по автоматизации учета основных средств:
1. Организовать в системе бухгалтерского учета локальную сеть, для обмена информацией между подразделениями.
2. Приобрести специализированную бухгалтерскую программу «1С: Бухгалтерия 8».
3. Организовать обучение работников бухгалтерии по пользованию новой программой.
4. Приобрести новое компьютерное оборудование для компьютерной обработки бухгалтерской информации.
0 коммент.:
Отправить комментарий