7 апр. 2012 г.
Home »
» Основы концепции разработки бюджета предприятия
Основы концепции разработки бюджета предприятия
Одной из главных функций управления промышленным предприятием является планирование его деятельности с последующим контролем за реализацией принятых планов. Следует отметить, что если в условиях социалистической системы управления основой методологии планирования являлась его централизация по принципу «сверху вниз», то для рыночных отношений основным требованием эффективного управления выступает планирование согласованной работы всех подразделений предприятия в целях организации эффективного поступления и использования его активов, обеспечивающее динамичное развитие бизнеса. Существенное возрастание роли внутрифирменного планирования в условиях рыночных отношений связано с тем, что потенциальные инвесторы решаются на финансирование предприятия, только тщательно взвесив все возможные риски, и останавливаются на предполагаемом варианте производства конкурентоспособной продукции на основе поиска, оценки и отбора всех возможных альтернатив оптимального использования ограниченного количества ресурсов.
Оперативное планирование работы предприятия и последующий контроль исполнения плановых заданий невозможны без формирования бюджета, как основного инструмента гибкого управления, обеспечивающего высшее руководство точной, полной и своевременной информацией о реализации мероприятий по достижению целей развития хозяйствующего субъекта. Несмотря на то, что термин «бюджет», происходящий от французского слова «bougett», означающего «кожаная сумка», первоначально употреблялся в Англии с 1870 года как название документа, заключавшего в себе утвержденный парламентом план доходов и расходов государства [16, с. 184], применительно к отдельному экономическому субъекту «бюджет» рассматривается как метод учета, позволяющий сравнивать фактические результаты с плановыми показателями, а также как эффективный инструмент для принятия решений, с помощью которого высшие менеджеры предприятия обеспечивают наиболее рациональное использование имущества собственников.
Термин «бюджет» в последние годы занял прочное место в работах российских экономистов. Так, Е.С. Стоянова рассматривает бюджет предприятия как «…количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей…» [39, с. 411], что практически совпадает с мнением практикующих американских бухгалтеров.
Следует отметить, что российские экономисты постоянно подчеркивают, что бюджет как инструмент управления экономикой предприятия позволяет научиться не только управлять финансами, но и регулировать отношения как внутри хозяйствующего субъекта, так и с внешней средой. Согласно концепции В.Н. Самочкина, бюджет «…представляет собой выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия воздействия альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческих решений, отклонения от запланированных результатов…» [38, с. 200].
Трудности становления прогнозирования и планирования на предприятиях в настоящее время обусловлены как современной законодательной базой, так и тем, что решения, принятые в сфере прогнозирования и планирования не всегда имеют достаточное на¬учное и правовое обоснование, экономическая модель прогнозирования и планирования окончательно не определена, а конкретный механизм прогнозирования, анализа, инвестиционной политики нуждается в коррективах.
Методология анализа результатов деятельности предприятий, а также прогнозирование и планирование финансового состояния как важнейшие элементы менеджмента становятся на российских предприятиях особой сферой специальных прикладных исследо¬ваний, поскольку рыночные условия требуют достоверной, надеж¬ной информации для хозяйствующих субъектов.
Сущность прогнозирования и планирования на предприятиях заключается в том, что:
- прогнозирование и планирование выступают как непрерывный процесс принятия управленческих решений, в ходе кото¬рого устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи раз¬вития предприятия; определяются стратегия и политика их дости¬жения: разрабатываются детальные планы, в которых скоордини¬ровано выполнение показателей, отражающих самые различные аспекты развития экономики предприятия;
- реализация выбранной альтернативы происходит на основе решений, принимаемых сегодня;
- бизнес имеет дело с выбором возможной альтернативы раз¬вития из множества вариантов;
- исходной посылкой прогнозирования и планирования являют¬ся принципы единства, участия, непрерывности, гибкости, точности, позволяющие обеспечивать денежные поступления и прибыль в объе¬ме, удовлетворяющем заинтересованные в результатах работы группы лиц (собственников, менеджеров, администрацию региона, и т.д.);
В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Они определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Хозяйствующие субъекты, как участники рыночной системы подчиняются ценовому механизму, закону спроса и предложения, не имея возможности игнорировать его действие.
Но подчиняясь законам рынка, предприятия стремятся к самостоятельному принятию решений, их поведение, как правило, является осознанным. Планирование используется во внутренней среде хозяйствующих субъектов, где механизмы планирования являются преобладающими, и в сфере хозяйственных субъектов рыночной деятельности, где наряду с рыночными инструментами, механизмами работают механизмы планирования.
Планирование на предприятии – это управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.
Основные принципы планирования – это: единство (планирование должно носить системный характер); непрерывность (процесс планирования носит постоянный характер, планы непрерывно сменяют друг друга); гибкость (способность изменять свою направленность); точность; участие (процесс планирования должен привлекать всех, кого он непосредственно касается)
Планирование деятельности предприятия основано на том, что во внутренней его среде механизм цен почти полностью вытеснен решениями предпринимателей и менеджеров, которые осознанно определяют основные направления и параметры внутрифирменной деятельности. Следовательно, внутренняя природа компании в целом базируется на системе плановых решений. Поведение работников предприятия оказывается под контролем уп¬равляющих.
Применяя планирование, компания избегает тех издержек, ко¬торые она имела бы, если все действия внутри нее совершались на основе купли-продажи, поскольку любой торговой сделке сопутст¬вуют трансакционные издержки: затраты на поиски покупателя и/или продавца, проведение переговоров о предмете сделки, оп¬лата услуг консультантов и т.п., не говоря уже о налоговых по¬следствиях. Ликвидируя отношения купли-продажи, предприятие устраняет излишние затраты.
Любое предприятие не может отказаться от планирования, по¬скольку оно тогда не способно понимать будущие задачи, не мо¬жет рассматривать хозяйствование как единый непрерывный про¬цесс, где текущие действия органически связаны с будущими, те¬ряет ориентацию в хозяйственном мире, руководствуется лишь краткосрочными интересами и не представляет самого смысла происходящих событий, не в состоянии определить основные по¬требности рынка, оказывается в более слабой позиции по сравне¬нию с теми участниками рыночной деятельности, которые уделяют планированию должное внимание.
Применение планирования функционирования предприятий и их деловых отношений обеспечивает важные преимущества: открывает возможность использования будущих благоприятных условий; конкретизирует появляющиеся проблемы; подготавливает компанию к внезапным изменениям внешней среды; стимулирует управляющих к практической реализации принятых решений; помогает улучшить координацию действий в рамках организации; создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров; увеличивает возможности в обеспечении компании необходимой информацией; способствует более эффективному распределению ресурсов; обеспечивает формализацию обязанностей и ответственнос¬ти сотрудников; улучшает организацию контроля в рамках предприятия.
В современном мире многообразных и сложных экономических процессов и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.
Если из общего объема инвестиций, или “Валовых инвестиций”(В), вычесть амортизационные отчисления (А), то полученные “Чистые инвестиции” (Ч) будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновение следующих макроэкономических пропорций:
а) Ч < 0, или А > В, что приводит к снижению производственного потенциала, уменьшению объемов продукции и услуг, ухудшению состояния экономики;
б) Ч = 0, или В = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста;
в) Ч > 0, или В > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство, экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы роста объема чистых инвестиций.
Виды инвестиций принято подразделять на денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные с авторским правом, опытом и другими видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.
В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.), а также финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.
По характеру участия в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:
- прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции;
- косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.
Воспроизводство средств производства может осуществляться в одной из следующих форм инвестиций:
- новое строительство, или строительство предприятий, зданий, сооружений, осуществляемое на новых площадках и по первоначально утвержденному проекту;
- расширение действующего предприятия - строительство вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных производственных комплексов и производств, строительство новых либо расширение существующих цехов с целью увеличения производственной мощности;
- реконструкция действующего предприятия - осуществление по единому проекту полного или частичного переоборудования и переустройства производств с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования с целью изменения профиля, выпуска новой продукции;
- техническое перевооружение - комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства отдельных цехов, производств, участков.
Процесс инвестирования принято реализовывать с помощью разработки и последующего выполнения инвестиционного проекта.
0 коммент.:
Отправить комментарий