22 мар. 2012 г.
Home »
» Этические нормы аудиторской деятельности
Этические нормы аудиторской деятельности
Существуют так же этические нормы аудиторской деятельности, которые можно сформулировать как независимость; компетентность; добросовестность; объективность.
На практике профессиональные организации разрабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупулезно, пытаясь предусмотреть все возможные нюансы их поведения.
Соблюдение этических норм профессионального поведения гарантируется высокими моральными качествами и профессиональной ответственностью аудиторов, объективной необходимостью поддержать в общественном мнении уважение и дове¬рие к профессии аудитора.
Нарушители этических норм профессионального поведения проявляют неуважение ко всему аудиторскому сообществу и наносят ему моральный и материальный ущерб.
Сообщество аудиторов в целом и каждый аудитор в отдельности осуждают неэтичное поведение отдельных аудиторов и требуют их наказания вплоть до исключения из своей среды, лишения квалификационного аттестата и лицензии на прове¬дение аудиторской деятельности.
Приведем кратко основные этические нормы для аудиторов:
1. Соблюдение общепринятых моральных норм и принципов
Аудиторы обязаны придерживаться общечеловеческих моральных правил и нравственных норм в своих поступках и ре¬шениях, жить и работать по совести. Руководствоваться в своих поступках общечеловеческим правилом: "Старайся не делать другим того, чего не хотел бы, чтобы сделали тебе"; соблюдать правила и нормы общей морали, прав¬дивость и честность в поступках и решениях, самостоятельность и объективность в суждениях и выводах, непримири¬мость к несправедливости, нарушениям морально-нравственных и правовых норм во всех их проявлениях.
2. Соблюдение общественных интересов
Внешний аудитор обязан действовать в интересах общества и всех пользователей бухгалтерской отчетности, а не только заказчика. Защищая интересы клиента в налоговых, судебных и иных органах власти, а также в его взаимоотношениях с иными юридическими и физическими лицами, аудитор должен быть убежден, что защищаемые интересы возникли на законных и справедливых основаниях. Как только аудитору станет известно, что защищае¬мые интересы клиента возникли в нарушение закона либо спра¬ведливости, он обязан отказаться от их защиты.
3. Объективность аудитора
Объективной основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только достаточный объем требуе¬мой информации.
Аудиторы не должны представлять факты сознательно неточно или предвзято. Оказывая любые профессиональные услуги, аудиторы обязаны объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допускать, чтобы личная предвзятость, предрассудки либо давление со стороны могли сказаться на объективности их суждений.
Поступки аудиторов, их решения и заключения не могут за¬висеть от суждений или указаний других лиц. Аудитору следует избегать взаимоотношений с лицами, которые могли бы повлиять на объективность его суждений и вы¬водов, либо немедленно прекращать их, указывая на недопустимость давления на аудитора в любой форме.
4. Внимательность аудитора
При выполнении профессиональных услуг следует проявлять максимальное внимание. Аудиторы должны внимательно и серьезно относиться к своим обязанностям, соблюдать утвер¬жденные аудиторские стандарты, адекватно планировать и кон¬тролировать работу, проверять подчиненных специалистов.
5. Независимость аудитора
Аудиторы обязаны отказаться от оказания профессиональ¬ных услуг, если имеются обоснованные сомнения в их незави¬симости от организации клиента и ее должностных лиц во всех отношениях.
В заключении или в другом документе, составленном в ре¬зультате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей незави¬симости в отношении клиента.
6. Профессиональная компетентность аудитора
Аудиторы обязаны обеспечить достаточный профессиональ¬ный уровень аудиторских услуг, необходимых клиенту.
Принимая обязательство оказать определенные профессио¬нальные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компе¬тентности в данной области, обладать необходимым объемом знаний и навыков с тем, чтобы добросовестно и профессио¬нально выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках с ис¬пользованием всех, в том числе новейших, нормативных актов.
7. Конфиденциальная информация клиентов
Аудитор обязан сохранить в тайне конфиденциальную ин¬формацию в делах клиентов, полученную при оказании про¬фессиональных услуг, без ограничения во времени и независи¬мо от продолжения или прекращения непосредственных отно¬шений с ними.
Аудитор не должен использовать конфиденциальную ин¬формацию клиента, ставшую ему известной при выполнении профессиональных услуг, для своей выгоды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента.
8. Налоговые отношения
Аудиторы обязаны неукоснительно соблюдать законодатель¬ство о налогообложении во всех аспектах: они не должны соз¬нательно скрывать свои доходы от налогообложения или иным образом нарушать налоговое законодательство в своих интере¬сах либо в интересах других лиц.
При оказании профессиональных услуг по налогообложению аудитор руководствуется интересами клиента. При этом он обязан соблюдать налоговое законодательство и не должен спо¬собствовать фальсификациям в целях уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы.
О выявленных в ходе проведения обязательного аудита фак¬тах нарушения налогового законодательства, ошибках в расче¬тах и уплате налогов аудитор обязан в письменной форме со¬общить администрации клиента и ревизионной комиссии ак¬ционерного (хозяйственного) общества и предупредить их о возможных последствиях и путях исправления нарушений и ошибок.
Рекомендации и советы в области налогообложения аудитор обязан представлять клиенту только в письменной форме. При этом он стремится не обнадеживать клиента в том, что его ре¬комендации исключают любые проблемы с налоговыми орга¬нами, а также должен предупредить клиента, что ответствен¬ность за составление и содержание налоговых деклараций и иной налоговой отчетности лежит на самом клиенте.
9. Плата за профессиональные услуги
Плата за профессиональные услуги аудитора отвечает нор¬мам профессиональной этики, если она выплачивается в зави¬симости от объема и качества предоставляемых услуг. Она мо¬жет зависеть от сложности оказываемых услуг, квалификации, опыта, профессионального авторитета и степени ответственно¬сти аудитора.
Размер оплаты профессиональных услуг аудиторов не дол¬жен зависеть от достижения какого-либо определенного ре¬зультата или обусловливаться иными обстоятельствами, кроме этих.
Аудитор не имеет права получать плату за профессиональ¬ные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.
Аудитор обязан воздерживаться от выплаты и получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов либо передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны.
Аудитор обязан заранее оговорить с клиентом и письменно закрепить условия и порядок платы за свои профессиональные услуги.
Аудитор не обязан заранее объявлять о расценках за оказы¬ваемые услуги.
Сомнения в соблюдении профессиональной этики вызыва¬ет ситуация, когда плата одного клиента составляет всю или большую часть годовой выручки аудитора за оказанные про¬фессиональные услуги.
10. Отношения между аудиторами
Аудиторы обязаны доброжелательно относиться к другим аудиторам, воздерживаться от необоснованной критики их дея¬тельности и иных сознательных действий, причиняющих ущерб коллегам по профессии.
11. Отношения сотрудников с аудиторской фирмой
Аттестованные аудиторы, согласившиеся стать сотрудника¬ми аудиторской фирмы, обязаны лояльно относиться к ней, всей своей деятельностью способствовать авторитету и даль¬нейшему развитию фирмы, поддерживать деловые, доброжела¬тельные отношения с руководителями и иными сотрудниками фирмы, руководителями и персоналом клиентов.
Взаимоотношения сотрудников и аудиторской фирмы должны основываться на взаимной ответственности за выпол¬нение профессиональных обязанностей, преданности и непре¬дубежденности, постоянном совершенствовании организации аудиторских услуг, их профессионального содержания.
12. Публичная информация и реклама
Публичная информация об аудиторах и реклама аудитор¬ских услуг могут быть представлены в средствах массовой ин¬формации, специальных изданиях аудиторов, в адресных и те¬лефонных справочниках, в публичных выступлениях и иных публикациях аудиторов, руководителей и сотрудников аудитор¬ских фирм.
Отсутствуют какие-либо ограничения в отношении места и частоты обнародования рекламы, размера и оформления рек¬ламного объявления.
Реклама аудиторских профессиональных услуг должна быть информативной, прямой и честной, выдержанной в хорошем вкусе, исключающей всякую возможность обмана и заблужде¬ния потенциальных клиентов либо возбуждения у них недове¬рия к другим аудиторам.
13. Действия аудитора, несовместимые с профессиональной деятельностью.
Аудитор не должен одновременно с основной профессио¬нальной практикой заниматься деятельностью, которая влияет или может повлиять на его объективность и независимость, соблюдение приоритета общественных интересов либо на репу¬тацию профессии в целом и потому несовместима с оказанием профессиональных аудиторских услуг.
Занятия какой-либо деятельностью, запрещенной практи¬кующим аудиторам в соответствии с законодательством, рас¬сматривается как несовместимые действия аудитора, нарушающие закон и профессиональные этические нормы.
Выполнение аудитором двух или более профессиональных услуг и заданий одновременно может рассматриваться как не¬совместимые действия.
14. Аудиторские услуги в других государствах
Независимо от того, где аудитор оказывает профессиональные услуги, в своем государстве или другом, этические нормы его поведения остаются неизменными.
0 коммент.:
Отправить комментарий