23 мар. 2012 г.

Сущность, понятие, функции избирательной системы

В научной литературе термин «избирательная система» употребляется обычно в двух значениях - широком и узком. В широком смысле избирательная система - это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти. Регулируется избирательная система нормами избирательного права, понимаемого как система правовых норм, представляющая собой подотрасль конституционного (государственного) права. Однако не вся избирательная система регулируется правовыми нормами. В ее состав входят также отношения, регулируемые корпоративными нормами (уставами политических общественных объединений и др.), а также обычаями и традициями данного общества. Однако нас больше интересует избирательная система в так называемом узком смысле. Это способ определения того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата. В зависимости от того, какая будет использована избирательная система, результаты выборов при одних и тех же итогах голосования могут оказаться совершенно различными. Поэтому политические силы нередко борются между собой за более выгодную для себя избирательную систему (впрочем, оценивая ее выгодность, они могут и ошибиться). В РФ оно включает в себя пять различных подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти: порядок избрания Президента РФ; порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ; порядок избрания глав администрации субъектов РФ; порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ; порядок избрания органов местного самоуправления. /2/ Избирательную систему можно рассматривать как комплекс, состоящий из десяти логических и взаимозависимых функциональных элементов (см. рисунок), реализация которых должна быть обеспечена. Разумеется, существуют разнообразные методы и способы практической реализации таких функций. Цель заключается в том, чтобы тем или иным образом воплотить в жизнь десять этих составляющих: Законодательная база избирательной системы. Ни одни выборы не могут проводиться без законодательной основы. Независимо от того, что составляет такую базу - временные указы или принятые в установленном порядке законы - должен существовать общий согласованный правовой документ, который будет определять основные правила и процедуры проведения выборов. Следует отметить, что некоторые формы и процедуры выборов, по своей сути, являются чисто административными, и, таким образом, в обязанности уполномоченных органов входит разработка нормативных актов, регулирующих непосредственный порядок проведения выборов, и законодательную составляющую избирательной системы следует толковать в широком смысле как включающую и административно-правовые нормы, и законодательную базу. Администрирование избирательной системы. Эта функциональная составляющая избирательной системы включает учреждение, создание и комплектование органов или организаций, ответственных за подготовку и проведение выборов, а также управление избирательным процессом в целом. Эти органы отвечают за ежедневное планирование, управление, решение вопросов финансирования, а также за осуществление любых иных особых, обеспечивающих действие законов, регулирующих или квазисудебных полномочий. Существенно важным аспектом данной административной составляющей является разработка графика выборов, в котором будут отражены все основные задачи, связанные с подготовкой и проведением предстоящих выборов, определением дат их выполнения и распределение обязанностей для их претворения в жизнь. Определение границ избирательных образований. Определение границ избирательных образований - это процесс детального планирования и нарезки границ для двух типов избирательных образований. Первый тип представляет собой избирательный округ, т.е. район или сектор политического представительства (который может быть как одномандатным, так и многомандатным). Избирательные округа формируются не только для проведения выборов на федеральном или национальном уровне, но также для выборов органов власти менее высокого уровня. Второй тип избирательных образований - это избирательный участок, представляющий территориально-географическую единицу, где непосредственно происходит голосование в одном, расположенном в удобном для доступа избирателей месте - избирательном пункте или участке. Обеспечение пассивного избирательного права. Обеспечение пассивного избирательного права представляет собой свод правил и процедур, регулирующих особый порядок регистрации политических партий и кандидатов (включая независимых кандидатов) для внесения их кандидатур в официально утверждаемый избирательный бюллетень и, что также важно, порядок сохранения или лишения (отзыва) регистрации. Данная функциональная составляющая также включает в себя процедуры вынесения определенных вопросов на общенародное голосование (инициативы, референдумы, поправки в Конституцию и т.п.). Регистрация избирателей. Регистрацию избирателей представляют собой правила и процедуры, которые регулируют порядок включения граждан в списки избирателей. Этот элемент включает определение порядка составления, ведения, внесения изменений и поправок или исключения граждан из списка избирателей. Также, и это очень важно, эта функция предусматривает определение и обеспечение порядка установления личности избирателя не только при регистрации, но и в момент прибытия его на избирательный участок в день голосования. И, наконец, в этот функциональный элемент включено выполнение важных задач по подбору и обучению лиц. непосредственно занимающихся практическими вопросами регистрации. Регулирование вопросов, связанных с предвыборной агитацией и избирательной кампанией. Регулирование вопросов, связанных с предвыборной агитацией и избирательной кампанией, включает в себя два аспекта. Первый - это реализация положений законов, которые, в общем, призваны «обеспечить честность и законность избирательной кампании и выборов в целом». Эти законы запрещают такую противоправную и нечестную деятельность, как заполнение избирательных ящиков подложными бюллетенями, фальсификацию при регистрации, запугивание и подкуп избирателей, срыв избирательных мероприятий своих политических противников и т.п. Второй аспект относится к обеспечению действия законов и нормативных актов, регулирующих вопросы получения и расходования средств на нужды избирательных кампаний, а также устанавливающих ограничения на размеры пожертвований и взносов, как прямых, так и косвенных, в фонд кандидата. Информирование избирателей и работа с избирателями. Данная функциональная составляющая предусматривает доведение официальной информации до избирателей (в отличие от информации, предоставляемой партиями или кандидатами) в отношении времени, порядка и места регистрации, времени, порядка и места голосования и иногда распространение образцов избирательных бюллетеней, которые будут использоваться на избирательном участке в день голосования, для ознакомления с ними избирателей. Этот функциональный элемент также включает разработку специальных программ подготовки молодых избирателей в школах с целью привития школьникам демократических ценностей, дисциплины, а также ознакомления их с основными процедурами выборов. Голосование. Голосование, по сути, можно отнести к проблеме материально-технического обеспечения работы избирательных участков в день голосования. Эта функциональная составляющая включает выбор даты и времени проведения выборов, а также определение методов голосования. К данной функции относятся такие задачи, как организация и оборудование избирательного участка; привлечение, подготовка и организация работы работников избирательных участков в день голосования; доставка избирательных материалов и оборудования на избирательные участки; разработка формы, изготовление и обеспечение сохранности избирательных бюллетеней; установление четкого порядка голосования, который должен соблюдаться на избирательных участках в день голосования. К этой функции также следует отнести проведение заочного голосования для граждан, которые не смогут прийти на избирательный участок в день голосования. Определение итогов голосования и результатов выборов. Функция определения итогов голосования и результатов выборов включает такие процедуры, как подсчет голосов, вынесение решений в отношении сложных избирательных бюллетеней, передача итогов голосования в вышестоящие инстанции и отчетность по избирательным бюллетеням. Объявление результатов. Хотя эта функция, в конечном итоге, сводится к церемонии вручения мандатов победившим на выборах кандидатам, она также включает такие важные процедуры, как разрешение любых правовых споров, связанных с избирательным процессом или результатами выборов. Данные десять функциональных элементов составляют общую модель избирательной системы. /8/
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.