23 мар. 2012 г.

Избирательная система Российской Федерации

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Госу¬дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, преду¬смотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непо¬средственно гражданами Российской Федерации в соответствии с фе¬деральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответст¬вии с федеральными законами, законами и иными нормативными пра¬вовыми актами законодательных (представительных) органов государ¬ственной власти субъектов Федерации. Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следова¬тельно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отождествлять их нельзя. Избирательная система и избирательное право Российской Федера¬ции базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы прове¬дения выборов в Российской Федерации. Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней, обычно в воскресенье. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. О времени и месте голосования участковые избирательные ко¬миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации. Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи¬тельно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту сво¬его жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставле¬на возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избира¬тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой избира¬тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе¬чить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ¬явления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле¬теня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосова¬ния. Голосование производится путем нанесения избирателем в изби¬рательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от¬носящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в поль¬зу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списков кандидатов)». По закону каждый избиратель должен голосовать лично, голосование за других лиц не допускается, но практика, к сожалению, показывает, что существуют нарушения закона и иногда (вне закона) разрешается проголосовать родственникам. Этому служит пример выборов в Московскую Городскую Думу в 2001 году. Мне известен случай, когда на избирательном участке было разрешено матери проголосовать по паспорту дочери./7/ Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избира¬тельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоя¬нию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут при¬быть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби¬рательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной из¬бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности про¬голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко¬вой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис¬сии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Коли¬чество заявлений избирателей, использованных и возвращенных изби¬рательных бюллетеней отмечается, в отдельном акте. Данные об изби¬рателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополни¬тельно вносятся в список. При проведении голосования вне помеще¬ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать воз¬можность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже¬ние волеизъявления избирателя. Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается при¬сутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоя¬тельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого по¬мощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен со¬держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира¬тель удостоверяет своей подписью в списке избирателей. Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для го¬лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются пов¬лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко¬вой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете го¬лосов избирателей участковая избирательная комиссия признает не¬действительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюл¬летени неустановленной формы. Члены участковой избирательной ко¬миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования следующие данные: ➢ число зарегистрированных избирателей и число избирателей, дополнительно внесенных в список; ➢ число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби¬рательной комиссией; ➢ число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из¬бирательном участке в день голосования; ➢ число погашенных избирательных бюллетеней; ➢ число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про¬голосовавшими досрочно; ➢ число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про¬голосовавшими на дому; ➢ число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках; ➢ число действительных избирательных бюллетеней; ➢ число избирательных бюллетеней, признанных недействительны¬ми; ➢ число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию «против всех кандидатов (списков кандидатов)». При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным участковая избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избира¬тельной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы при определении числа избирателей, принявших участие в голосова¬нии, из подсчета исключаются. В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо¬вания подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча¬ния времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представ¬ляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (меж¬дународные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо¬вания. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержани¬ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. По требованию любого члена участковой избирательной комиссии или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предос¬тавить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не¬медленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. На основании подлинных протоколов участковых, территориаль¬ных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комис¬сия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нор¬мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор¬ганов государственной власти субъектов Российской Федерации уста¬навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены ок¬ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав¬ливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избира¬тельному округу составляется протокол, который подписывается все¬ми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с пра¬вом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосо¬вания или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате¬лей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии. Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией. Установление итогов голосования и результатов выборов в из¬бирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объедине¬ния, а также иностранных (международных) наблюдателей. При подписании протокола о результатах выборов члены окруж¬ной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в протоколе делается соответствующая запись. Вся документация изби¬рательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законо¬дательных (представительных) органов государственной власти субъ¬ектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хране¬ния избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объ¬явления даты следующих выборов. Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль¬таты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержа¬щихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непос¬редственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предостав¬ляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю и представителю средств массовой информации./5/
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.