24 мар. 2012 г.
Home »
» Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
Основные проблемы централизованных финансов России и пути их решения
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Напомню, что централизованные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно разрезе звеньев централизованных финансов.
Централизованные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
«Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
o Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
o Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
o Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
o Проблема формирования бюджетных доходов в связи с высоким уровенем косвенных (прямых) доходов, низким уровенем национального дохода.
Пути решения проблем бюджетной сфере:
-Дальнейшее реформирование бюджетного законодательства в сфере его регулирования, а также с целью устранения противоречий в Бюджетном кодексе;
- Можно предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
- Создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса, просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;
- Увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в составе ФФПС на 8,5 млрд. руб., сократив на эту сумму профицит. Допустить направление в Стабилизационный фонд 8,5 млрд. руб. доходов от приватизации;
- дать в законе о бюджете-2004г. приложение, утверждающее полный объем поступлений по ИПД (объемов привлечения) с учетом платежей (погашения долга), т.е. утвердить баланс ИПД.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
• Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
• Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
• Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
• Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
• Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
• Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы решаются путем:
- Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
- Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
- Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
- Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
- Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Теперь рассмотрим основными проблемами в области финансирования внебюджетных фондов .
Пенсионный фонд РФ.
На сегодняшний день в данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.
Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид¬ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде¬ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави¬симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен¬сия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко¬торые распространяется обязательное государственное пенсион¬ное страхование.
Все участники общей системы трудовых пенсий должны не¬сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова¬ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис¬ходным критерием определения размера пенсии станет цена од¬ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ¬ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв¬ляться минимальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази¬руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос¬новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.
Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе¬мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за¬болеваний на производстве за счет работодателей.
Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре¬альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели¬чения последней.
Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.
Этому способствует тенденция к снижению численности заня¬тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк¬туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде¬рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста¬точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.
В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уро¬вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо¬вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо¬способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен¬сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми¬нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за¬ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа¬ции размеров основной массы пенсий.
Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу -одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа¬цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла¬да.
Решить эту проблему возможно только путем либо значитель¬ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра¬ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин¬дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве¬личину.
Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.
В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель¬ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес¬печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по¬следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре¬менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на¬блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от¬носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до¬ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси¬онного возраста.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио¬нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес¬печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас¬пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.
На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.
К целям пенсионной реформы относятся:
• финансовая стабилизация пенсионной системы и созда¬ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Реформирование пенсионной системы предусматривает со¬хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес¬печения.
Концепция реформирования основана на развитии трехуров¬невой пенсионной системы, включающей:
1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд¬жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;
2) обязательную систему пенсионного страхования, постро¬енную по накопительному принципу — обязательные пенсион¬ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.
На сегодняшний день система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.
Федеральный фонд социального страхования РФ
Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования системы социального страхования, направленного на сокраще¬ние непроизводительных финансовых расходов фонда путем от¬каза от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; пе¬ревода страховых случаев, включая выплату пособий по времен¬ной нетрудоспособности и вновь назначаемых пособий по тру¬довой инвалидности в рамки индивидуального обязательного страхования жизни; снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального стра¬хования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на социальное страхование, производимых предприятиями и орга¬низациями.
В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной ос¬нове с расширением сети страховых организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и социальных услуг населе¬нию. При этом помимо гарантированной социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ
В целях повышения эффективности средств, направляемых на финансирование здравоохранения, целесообразно:
1) сужение сферы прямого бюджетного финансирования учреждений здравоохранения в пользу финансирования через организации медицинского страхования в рамках системы обя¬зательного медицинского страхования;
2) увеличение ставки взносов обязательного медицинского страхования для расширения перечня оказываемых медицинских услуг.
Существует точка зрения, согласно которой в перспективе будет осуществлен переход к финансированию основной части медицинских услуг лицам пенсионного возраста за счет обяза¬тельных сбережений целевого характера по принципу накопи¬тельной системы.
В целях совершенствования системы государственного финансирования здравоохранения предусматривается:
1) создание механизмов финансового взаимодействия взно¬сов юридических и физических лиц в систему обязательного ме¬дицинского страхования и бюджетов всех уровней на основе фе¬деральной программы государственных гарантий;
2) разработка механизма выравнивания финансовых воз¬можностей регионов по финансированию программы государст¬венных гарантий;
3) установка тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство, ограничение тарифов на медицинские услуги монополистов на рынке медицинских услуг;
4) разработка единой системы оплаты медицинской помо¬щи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования;
5) формирование механизмов участия населения в затратах на оказание медицинской помощи в сочетании с реализацией механизмов адресности социальной помощи отдельным группам населения;
6) обеспечение прозрачности финансовых потоков в систе¬ме здравоохранения.
Система обязательного медицинского страхования — важ¬нейшая составная часть системы страхования, в том числе обя¬зательного и добровольного. Она играет решающую роль как и экономической, так и в социальной безопасности государства.
Государственный фонд занятости населения РФ
На сегодняшний день деление средств фонда на централизованную и территори¬альную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регио¬нах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств не¬достаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и не целевому использованию.
В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.
Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.
К основным проблема можно отнести:
- Высокий риск невозвратности средств;
- Про¬блема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых плате¬жей и финансовых санкций;
- низкий уровень банковского капитала;
- значительный объем невозвращенных кредитов;
-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;
- проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций;
-чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
-значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;
-низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
-масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;
-недостаточная жесткость надзорных требований;
-недостатки действующего законодательства, не урегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.
Направления совершенствования денежно-кредитной политики
Денежно-кредитная политика должна быть направлена на стимулирование экономического роста и инвестиций с учетом опыта других стран. При этом необходимо учесть, во-первых, последовательное использование денежными властями имеющихся у них механизмов, необходимых для формирования финансовых ресурсов и содействующих их дальнейшему направлению на инвестиции, что должно сопровождаться реализацией мер по стимулированию спроса в увязке с выработкой приоритетов экономической политики в целом.
Во-вторых, особое внимание должно быть уделено отладке механизмов, стимулирующих поступление ресурсов в реальную экономику, создающих условия для более длительных сроков размещения средств с одновременным предотвращением разбалансировки других сегментов рынка и уменьшением инфляционных рисков.
В-третьих, необходимо разработать комплекс мер по удешевлению формируемой ресурсной базы. Стимулами и для вкладчиков, и для банков могут быть более низкие ставки налогообложения по начисляемым процентам в случае размещения средств на длительные сроки.
В-четвертых, важную роль должен играть механизм гарантий, особенно актуальный в период, когда общеэкономическая среда еще довольно неустойчива и требуется первоначальный импульс, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки.
В-пятых, важными мерами должны стать действия по уменьшению долларизации отечественной экономики. Использование долларов во внутреннем обороте существенно сужает возможности мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Помимо объективных причин, связанных с неясностью экономической поли¬тики, такая ситуация "подпитывается" и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку они понимают, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта (рост валютных резервов ЦБ фактически свидетельствует о том, что осуществляются интервенции в поддержку доллара, не допускающие снижения его курса) . Укрепление экономики и национальной валюты будет для участников рынка серьезным стимулом для проведения операций в рублях и создаст дополнительную основу для инвестиционной деятельности.
В-шестых, необходимо последовательно использовать различные формы рефинансирования (переучета векселей и пр.), что может способствовать направлению ресурсов с учетом приоритетов экономической политики государства.
Все названные меры должны быть составной частью экономической политики государства, направленные на обеспечение национальных приоритетов развития и создание условий для устойчивого экономического роста. .
Заключение
Главной целью написания работы по данной теме является выявление закономерностей развития централизованных финансов.
При написании данной работы использовался материал: нормативно-правовые акты в области бюджетной и налоговой системы, кредитной и банковской системы, учебные материалы по финансам, экономике, а также статистические данные для анализа.
В теоретической части курсовой работы были рассмотрены вопросы связанные с понятием централизованных финансов, их роли в финансовой системе Российской Федерации.
По своему составу Финансы – совокупность целевых централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах для решения экономических, социальных и политических задач.
Централизованные финансы также называются государственными финансами, которые включают в себя финансы государства в целом (общегосударственные финансы), финансы субъектов РФ, а также финансы органов местной власти (муниципальные финансы).
Сущность централизованных финансов выражаются в том, что они представляют собой экономические отношения, связанные с обеспечением централизо¬ванными источниками финансирования государственного и му¬ниципального секторов экономики, наиболее значимых про¬грамм развития производства и общественного сектора, органи¬заций и учреждений бюджетной сферы и т.п.
Здесь же были рассмотрены основные функции и структура централизованных финансов.
Для финансовой сис¬темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:
- государственный бюджет,
- внебюджетные фонды,
- государственный кредит.
Состояние централизованных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и со¬вершенства социальной системы.
Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, эко¬логии, обороны и пр.
Централизованные финансы ориентированы на следующие основные принципы:
• единства законодательной и нормативной базы;
• открытости и прозрачности;
• разграничения полномочий и предметов ведения;
• целевой ориентированности;
• научного подхода к реализации намеченных целей;
• экономичности и рациональности;
• управляемости финансовыми потоками на централизо¬ванной основе.
Достижение целей задается стратегией развития.
Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управле¬ния стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.
Особое значение имеет определение роли финансов в рефор¬мировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
Аналитическая часть курсовой работы посвящена анализу закономерностей развития централизованных финансов в России.
Здесь были рассмотрены основные этапы развития финансовой системы начиная с развития финансовой системы в годы советской власти, заканчивая современным этапом развития.
В заключении главы был проведен анализ современного состояния развития централизованных финансов.
Анализируя основную часть финансовой системы государственный бюджет можно отметить, что в последние три года в нашей стране благодаря активизации хозяйственной деятельности и росту производства возросли доходы государственного бюджета, причем не только в текущих ценах, но и в реальном выражении.
В 2000г. впервые за последние годы доходы государственного бюджета превысили расходы, профицит консолидированного бюджета составил почти 3,0% ВВП. С профицитом был исполнен государственный бюджет 2001, 2002 г.
Превышение доходов над расходами так же заложено в федеральном бюджете на 2003 год по расходам в сумме 2 345 641,4 млн. рублей и доходам в сумме 2 417 791,8 млн. рублей.
Распределение поступлений в федеральный и местный бюджет изменилась в сторону сокращения доходной части федерального бюджета.
Динамику развития расходов на внебюджетные фонды можно проанализировать по доходным и расходным статьям государственного бюджета.
Развитие денежно-кредитного сектора также характеризуется завидной динамикой разви¬тия.
Данные тенденции нашли свое отражение в динамике денежно-кредитных показателей. При росте за 2003-2004 гг. реального ВВП на 19,4% объем реальной денежной массы (агрегат М2) увеличился на 70% (здесь и далее для показателей денежной статистики используется период с 1.01.2002 г. по 1.12.2004 г.), объем денежной массы в определении денежного обзора (с учетом депозитов в иностранной валюте) - на 64%. Увеличение денежного предложения не имело существенных инфляционных последствий, поскольку сопровождалось снижением скорости обращения денег. Скорость обращения денег, рассчитанная по денежному агрегату М2, снизилась в среднегодовом выражении с 8,6 на начало 2002 года до 6,3 на конец 2004 года, то есть примерно на 26%. При этом коэффициент монетизации экономики увеличился с 11,6% до 16%, соответственно. Базовая инфляция сократилась с 19,7% в 2002 году до 9,4% в 2004 г., т.е. более чем в два раза. Факторами позитивной динамики скорости обращения денег стали сокращение доли наличных денег в структуре денежной массы с 38% на 1.01.2002 г. до 36%, на 1.01.2004 г. и увеличение сроков привлечения денежных средств: доля срочных депозитов в М2 возросла с 23,6% до 31,8% за период с января 2002 г. по январь 2004 года. Динамика денежной массы в 2002-2004 гг. формировалась в значительной степени под влиянием тенденций, происходивших в экономике.
Не смотря на развития основных звеньев централизованных финансов существуют многие проблемы. Которые требуют незамедлительного решения.
Заключительная глава посвящена основным направлениям совершенствования централизованных финансов в России.
А именно рассмотрению и анализу основных проблем централизованных в области централизованных финансов России и пути их решения.
В условиях углубления рыночных реформ должна происходить перестройка всей системы финансовых отношений в стране.
Напомню, что централизованные финансы включают в свой состав: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит.
Основные проблемы и пути их решения будут рассмотрены именно разрезе звеньев централизованных финансов.
Централизованные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.
«Современная бюджетная система России определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеральное устройство. Тем не менее, сегодняшняя бюджетная система России все еще достаточно противоречива и требует серьезной доработки.
В частности, необходимо решение следующих ключевых проблем в области бюджетных отношений:
o Противоречия и неясности в статьях бюджетного кодекса, касающихся, например учета всех платежей по погашению государственного долга; показа полного бюджета по ИПД с его балансом.
o Нет концепции управления государственным долгом, нет нормативной базы по решению этой проблемы;
o Снижение дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральных и региональных бюджетов.
o Проблема формирования бюджетных доходов в связи с высоким уровенем косвенных (прямых) доходов, низким уровенем национального дохода.
Пути решения проблем бюджетной сфере:
-Дальнейшее реформирование бюджетного законодательства в сфере его регулирования, а также с целью устранения противоречий в Бюджетном кодексе;
- Можно предложить Правительству в Концепции управления государственным долгом ввести утверждение законом о бюджете источников погашения дефицита (включив в них Стабилизационный фонд);
- Создать группу для соответствующей доработки Бюджетного кодекса, просить Счетную палату дать предложения по этим вопросам;
- Увеличить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в составе ФФПС на 8,5 млрд. руб., сократив на эту сумму профицит. Допустить направление в Стабилизационный фонд 8,5 млрд. руб. доходов от приватизации;
- дать в законе о бюджете-2004г. приложение, утверждающее полный объем поступлений по ИПД (объемов привлечения) с учетом платежей (погашения долга), т.е. утвердить баланс ИПД.
Другими проблемами бюджетной системы России являются:
• Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов;
• Действующая практика формирования территориальных бюджетов, при которой сохранен в своей основе механизм централизованно устанавливаемых нормативов отчислений в местные бюджеты;
• Тенденция переведения расходов вниз без соответствующего подкрепления доходами, что приводит к дотации ранее сбалансированных местных бюджетов;
• Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами;
• Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений средств в региональные и местные бюджеты и низкой долей закрепленных за территориями налоговых платежей.
• Недопоступления налоговых платежей, главными причинами которого стали: ухудшение макроэкономических и финансовых показателей по сравнению с принятыми в бюджете; рост неплатежей в народном хозяйстве; прямое уклонение от уплаты налогов, укрывательство многими налогоплательщиками своих доходов (невозможность контролирования всех малых и средних предприятий, уход от налоговой полиции по средством расчетов за наличные деньги).
Эти проблемы решаются путем:
- Теоретической разработки и обоснования принципов построения бюджетной системы Российской Федерации.
- Создания реального бюджетного механизма, позволяющего воплотить разработанные принципы на практике.
- Разработки и принятия нормативных актов по разграничению полномочий и функций между органами власти разного уровня, распределение расходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов в соответствии с полномочиями и функциями органов власти разного уровня.
- Создания новой системы межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов на основе использования различных форм оказания финансовой помощи субъектам Федерации и органам местного самоуправления.
- Разработки новых принципов составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета на каждом уровне управления.
Теперь рассмотрим основными проблемами в области финансирования внебюджетных фондов .
Пенсионный фонд РФ.
На сегодняшний день в данной области тоже существуют проблемы, пути решения этих проблем предполагается решить при помощи реформ.
Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее реформирования.
Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам и обеспечивать материальные условия жизни при наступлении инвалид¬ности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца независимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, опреде¬ляемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зави¬симости от степени утраты трудоспособности. В то же время на переходном этапе социальная пенсия сохранится, а базовая пен¬сия будет представлять собой часть трудовой пенсии. Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам, работающим по найму, и другим категориям населения, на ко¬торые распространяется обязательное государственное пенсион¬ное страхование.
Все участники общей системы трудовых пенсий должны не¬сти одинаковые обязанности по финансированию этой системы и иметь одинаковые права относительно условий назначения и размеров пенсий.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться с учетом трудового или страхового стажа и заработка. В то же время механизм исчисления пенсии будет приближен к требова¬ниям, вытекающим из принципов социального страхования. Ис¬ходным критерием определения размера пенсии станет цена од¬ного года страхового стажа, выраженная в процентах к заработ¬ку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет яв¬ляться минимальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца бази¬руются на тех же принципах, что и пенсии по старости. В ос¬новном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий и соотношение их размеров с размером пенсии по старости.
Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями предоставляются в рамках систе¬мы страхования от несчастных случаев и профессиональных за¬болеваний на производстве за счет работодателей.
Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение ре¬альной стоимости пенсий в период инфляции и обеспечивать установленное соотношение с заработной платой по мере увели¬чения последней.
Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения будет усиливаться.
Этому способствует тенденция к снижению численности заня¬тых в экономике и сокращению доли заработной платы в струк¬туре доходов населения. При отсутствии ассигнований из феде¬рального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недоста¬точно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.
В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Доходы пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уро¬вень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страхо¬вых взносов, уплачиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудо¬способного населения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пен¬сии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня ми¬нимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за¬ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в максимальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения дифференциа¬ции размеров основной массы пенсий.
Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу -одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциа¬цию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вкла¬да.
Решить эту проблему возможно только путем либо значитель¬ного увеличения поступлений в Пенсионный фонд РФ, либо ра¬ционализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально приемлемого уровня путем линейной ин¬дексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную ве¬личину.
Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законодательно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном повышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.
В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдель¬ных категорий пенсионеров, невозможно проводить адекватную социальную политику в области пенсионного обес¬печения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносы на финансирование пенсий, в общих доходах населения за по¬следние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновре¬менно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, постоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и на¬блюдается уклонение от уплаты налогов значительного числа налогоплательщиков.
Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к которым от¬носятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая до¬ля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенси¬онного возраста.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рацио¬нализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обес¬печения, повышение уровня трудовых пенсий за счет перерас¬пределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.
На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой, усиление процесса старения.
К целям пенсионной реформы относятся:
• финансовая стабилизация пенсионной системы и созда¬ние предпосылок для устойчивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхования и бюджетного финансирования;
• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Реформирование пенсионной системы предусматривает со¬хранение и укрепление государственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсионного обес¬печения.
Концепция реформирования основана на развитии трехуров¬невой пенсионной системы, включающей:
1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюд¬жета тем пенсионерам, которые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;
2) обязательную систему пенсионного страхования, постро¬енную по накопительному принципу — обязательные пенсион¬ные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсионных фондах.
На сегодняшний день система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на длительный период.
Федеральный фонд социального страхования РФ
Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования системы социального страхования, направленного на сокраще¬ние непроизводительных финансовых расходов фонда путем от¬каза от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; пе¬ревода страховых случаев, включая выплату пособий по времен¬ной нетрудоспособности и вновь назначаемых пособий по тру¬довой инвалидности в рамки индивидуального обязательного страхования жизни; снижение размеров выплат по временной нетрудоспособности в рамках обязательного социального стра¬хования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на социальное страхование, производимых предприятиями и орга¬низациями.
В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной ос¬нове с расширением сети страховых организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и социальных услуг населе¬нию. При этом помимо гарантированной социальной помощи будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ
В целях повышения эффективности средств, направляемых на финансирование здравоохранения, целесообразно:
1) сужение сферы прямого бюджетного финансирования учреждений здравоохранения в пользу финансирования через организации медицинского страхования в рамках системы обя¬зательного медицинского страхования;
2) увеличение ставки взносов обязательного медицинского страхования для расширения перечня оказываемых медицинских услуг.
Существует точка зрения, согласно которой в перспективе будет осуществлен переход к финансированию основной части медицинских услуг лицам пенсионного возраста за счет обяза¬тельных сбережений целевого характера по принципу накопи¬тельной системы.
В целях совершенствования системы государственного финансирования здравоохранения предусматривается:
1) создание механизмов финансового взаимодействия взно¬сов юридических и физических лиц в систему обязательного ме¬дицинского страхования и бюджетов всех уровней на основе фе¬деральной программы государственных гарантий;
2) разработка механизма выравнивания финансовых воз¬можностей регионов по финансированию программы государст¬венных гарантий;
3) установка тарифов на медицинские услуги на уровне, обеспечивающем все виды общественно необходимых затрат на их производство, ограничение тарифов на медицинские услуги монополистов на рынке медицинских услуг;
4) разработка единой системы оплаты медицинской помо¬щи, предоставляемой в рамках обязательного медицинского страхования;
5) формирование механизмов участия населения в затратах на оказание медицинской помощи в сочетании с реализацией механизмов адресности социальной помощи отдельным группам населения;
6) обеспечение прозрачности финансовых потоков в систе¬ме здравоохранения.
Система обязательного медицинского страхования — важ¬нейшая составная часть системы страхования, в том числе обя¬зательного и добровольного. Она играет решающую роль как и экономической, так и в социальной безопасности государства.
Государственный фонд занятости населения РФ
На сегодняшний день деление средств фонда на централизованную и территори¬альную составляющие позволяет решать как федеральные, так и региональные проблемы занятости населения. Однако, в регио¬нах, имеющих высокую заработную плату, возникает избыток средств фонда, тогда как в депрессивных регионах средств не¬достаточно. Отсутствие механизма перераспределения средств фонда, направляемых в территориальные отделения, приводит к их нерациональному и не целевому использованию.
В этой связи целесообразно изменить структуру расходования средств с учетом их экономического содержания.
Проблемы в области государственного кредита и пути их решения.
К основным проблема можно отнести:
- Высокий риск невозвратности средств;
- Про¬блема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых плате¬жей и финансовых санкций;
- низкий уровень банковского капитала;
- значительный объем невозвращенных кредитов;
-высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;
- проблемы в корпоративном управлении кредитных организаций;
-чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
-значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;
-низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
-масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;
-недостаточная жесткость надзорных требований;
-недостатки действующего законодательства, не урегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.
В заключении можно сказать, что только при комплексном подходе к проблеме совершенствования системы централизованных финансов России можно добиться желаемых результатов, т.е. сформировать современную социально ориентированную финансовую систему, исправно функционирующую в условиях рыночных отношений.
0 коммент.:
Отправить комментарий