24 мар. 2012 г.
Home »
» Основные функции и структура централизованных финансов
Основные функции и структура централизованных финансов
Централизованные финансы как экономиче¬ская категория проявляются в выполняемых ими функциях.
Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и фи¬нансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных ин¬тересов и предпринимательского аспекта деятельности.
Основные функции финансовой системы.
Для финансовой сис¬темы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномо¬чий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федера¬ции и органами местного самоуправления. К функции планирова¬ния обычно относят и распределение ограниченного объема фи¬нансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюдже¬том и бюджетами субъектов Федерации и органов местного само¬управления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов фи¬нансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.
2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость опре¬деления порядка составления, утверждения и исполнения бюд¬жета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разгра¬ничение полномочий законодательных и исполнительных орга¬нов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязан¬ностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных по¬токов и финансовых ресурсов государства.
3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятель¬ность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.
4. Функция контроля означает содействие реализации постав¬ленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравне¬ние достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота
1. Распределительная функция государственных и муници¬пальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.
Централизованные финансы функциониру¬ют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.
С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках от¬носительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.
Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполне¬ния денежных обязательств предприятий перед бюджетом, бан¬ками, контрагентами.
Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.
Основными объектами реализации распределительной функ¬ции финансов являются обязательные платежи в бюджет и вне¬бюджетные фонды, а также источники финансирования бюд¬жетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределе¬ния доходов между различными уровнями бюджетов.
2. Контрольная функция централизованных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является госу¬дарство, формированием централизованных фондов денежных средств.
Контроль рублем имеет две формы:
• контроль за изменением финансовых показателей, со¬стоянием платежей и расчетов;
• контроль за реализацией стратегии финансирования.
В первом случае применяется система санкций и поощре¬ний, использующая меры принудительного или стимулирующего характера.
Во втором случае речь идет о реализации долгосроч¬ной финансовой политики, в которой основное внимание обра¬щается на предвидение изменений и заблаговременное приспо¬собление к ним порядка и условий финансирования. Постоян¬ные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.
Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет оп¬ределенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или уч¬реждение и т.п.
Контрольная функция централизованных финансов реализуется по следующим основным направлениям:
1) контроль за правильным и своевременным перечислени¬ем средств в централизованные фонды;
2) контроль за соблюдением заданных параметров центра¬лизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;
3) контроль за целенаправленным и эффективным исполь¬зованием финансовых ресурсов.
Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.
Рассмотрим подробнее структуру централизованных финансов.
Рассмотрим структуру централизованных финансов, которые функциониру¬ют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Состав централизованных финансов
Таким образом, в состав централизованных финансов входят следующие 3 подсистемы:
- государственный бюджет,
- внебюджетные фонды,
- государственный кредит.
Рассмотрим подробнее каждую из подсистем.
Государственный бюджет
Государственный бюджет — это централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год, форма образования и расходова¬ния денежных средств, предназначенных для финансового обеспече¬ния деятельности государства и местного самоуправления.
Через государственный бюджет происходит перераспределе¬ние части валового национального продукта путем аккумуляции и мобилизации средств, выделения и использования финансо¬вых ресурсов.
Государственный бюджет — центральное звено финансовой системы Российской Федерации. Он играет активную роль в функционировании экономики, ее поступательном и динамич¬ном развитии.
Бюджетная система Российской Федерации (рис. 1.3) состоит из бюджетов трех уровней:
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных вне¬бюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местные бюджеты.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд¬жетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме феде¬ральных законов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территори¬альных государственных внебюджетных фондов — в форме за¬конов субъектов РФ; местные бюджеты разрабатываются и ут¬верждаются правовыми актами представительных органов мест¬ного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Государственный внебюджетный Фонд — централизованный фонд де¬нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации прав граждан на пен¬сионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъ¬ектов РФ составляют консолидированный бюджет РФ.
Бюджет субъекта РФ и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консо¬лидированный бюджет субъекта РФ.
Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находя¬щихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования. В составе бюджета образуются целе¬вые бюджетные фонды.
0 коммент.:
Отправить комментарий