26 мар. 2012 г.
Home »
» Неналоговые доходы бюджетной системы
Неналоговые доходы бюджетной системы
Большинство неналоговых доходов бюджета не имеют постоянного фискального характера и твердоустановленной ставки. В отличие налоговых доходов неналоговые доходы жестко не планируются. На практике их планирование осуществляется исходя из фактических поступлений за предыдущие периоды с учетом динамики, темпов инфляции и изменений в законодательстве. Неналоговые доходы устанавливаются законодательными актами РФ и субъектов РФ для физических и юридических лиц.
Неналоговыми доходами бюджета являются:
o доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (дивиденды по акциям, принадлежащим государству; доходы от сдачи в аренду государственного имущества; проценты, полученные за размещение в банках и банковских учреждениях временно свободных средств и за предоставление кредитов внутри страны, а также правительствам иностранных государств; доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства; перечисление прибыли ЦБ РФ; прочие поступления от государственной собственности или деятельности);
o доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (плата за выдаваемые паспорта, лицензионные сборы и т.д.);
o платежи за пользование природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду; платежи за пользование лесным фондом);
o доходы от продажи материальных и нематериальных активов (от продажи государством принадлежащих ему акций предприятий; от продажи права аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности);
o административные платежи и сборы (сборы, взимаемые Государственной автомобильной инспекцией (кроме штрафов); прочие платежи, взимаемые государственными учреждениями за выполнение определенных функций);
o штрафы, санкции, возмещение ущерба (взыскиваемые с лиц, виновных в хищении и недостаче материальных ценностей; поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен; административные штрафы и иные санкции);
o иные неналоговые доходы.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:
• доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах в полном объеме;
• части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей унитарных предприятий, созданных РФ, – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
• лицензионных сборов на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и прочие лицензионные сборы – по нормативу 100%;
• таможенных пошлин и таможенных сборов (начиная с 1 января 2005 года) – по нормативу 100%;
• платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100%;
• платы за пользование водными объектами – по нормативу 100%;
• платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 20%;
• прибыли банка России, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;
• платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ними – по нормативу 100%;
• доходов от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые доходы субъектов Российской Федерации формируются за счет:
➢ доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ;
➢ доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ после уплаты налогов и сборов;
➢ части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ;
➢ платы за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40%;
➢ платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, – по нормативу 100%;
➢ сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ – по нормативу 100%.
В бюджеты субъектов РФ – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления, средств, полученных за нарушение гражданского, административного, уголовного и другого законодательства, а также доходы от продажи муниципальных активов.
Кроме перечисленных видов неналоговых доходов подлежат зачислению следующие доходы.
Таблица 7
Неналоговые доходы местных бюджетов [1, c. 271]
Бюджеты муниципальных районов Бюджеты городских округов Бюджеты поселений
• платы за негативное воздействие на окружаю- щую среду – по нормативу 40%;
• доходы от продажи и передачи в аренду находящи хся в государственной собственности земельных участков до разграничения госсобственности на землю, расположенных на межсе- ленных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, – по нормативу 100%;
• сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых соответствую- щими органами местного самоуправления, - по норма- тиву 100%;
• части прибыли муници- пальных предприятий, оста- ющейся после уплаты налогов и других обяза- тельных платежей, в раз- мерах, установленных пра- вовыми актами муници- пальных органов местного самоуправления. • платы за негативное воздействие на окружаю- щую среду – по нормативу 40%;
• доходы от продажи и передачи в аренду находя- щихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах городских округов и предназначенных для жи- лищного строительства, – по нормативу 100%;
• доходы от продажи и передачи в аренду находящи хся в государственной собственности земельных участков до разграничения госсобственности на землю, расположенных в границах городских округов, – по нормативу 100%
• части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных пла- тежей, в размерах, устано- вленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления. • доходы от продажи и передачи в аренду находя- щихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений и предназначенных для целей жилищного строительства, – по нормативу 100%;
• части прибыли унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и других обязательных пла- тежей, в размерах, устано- вленных правовыми актами муниципальных органов местного самоуправления.
Безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов другого уровня выделяются из неналоговых поступлений в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года.
В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса РФ к ним относятся:
- финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субвенций;
Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. [20, c. 200]
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов.
- субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;
- субвенции из местных бюджетов бюджетам других уровней;
- иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы РФ;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;
- безвозмездные и безвозвратные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Анализируя состав и структуру федерального бюджета (Приложение 4, Приложение 5), можно сделать вывод, что источником доходов бюджета данного уровня являются налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость (НДС) – более 30% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 7%.
Неналоговые доходы федерального бюджета составляют незначительную долю доходов. В этой группе бюджетных поступлений наибольшую долю занимают доходы от имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности, а также доходы от оказания платных услуг или компенсации затрат государства.
Рассмотрев доходы федерального бюджета можно сделать вывод, что косвенные налоги преобладают над прямыми налогами. Доходы бюджета увеличиваются.
Большая часть бюджетов субъектов РФ формируется за счет налоговых доходов. Основной вклад вносят федеральные прямые налоги на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. В доходах бюджетов субъектов РФ неналоговые доходы составляют лишь 10% в общей сумме доходов. Поступления от целевых бюджетных фондов составляют 9%.
Доходная часть местных бюджетов характеризуют данные Приложения 8. Органы власти муниципальных образований заинтересованы в собственных источниках доходов, они позволяют им шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться извлечения платежей в бюджет при недостаточном объеме собственных доходов, при увеличивающихся расходах вызвали необходимость наделения средствами местных бюджетов из областного бюджета.
Источником доходов бюджета данного уровня являются налоговые доходы. Наиболее значимые налоги – налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. Неналоговые же доходы составляют лишь незначительный процент доходов местных бюджетов.
0 коммент.:
Отправить комментарий