19 сент. 2012 г.
Home »
» Основы авторского права в российском законодательстве
Основы авторского права в российском законодательстве
Один из вопросов, который нередко приходится решать рекламодателю и от которого в намалой степени зависит успешное проведение намеченной рекламной кампании, — это вопрос авторского права. С чем можно столкнуться, проигнорировав этот вопрос?
Представьте себе: вы (или ваше рекламное агентство) разрабатываете концепцию, приглашаете автора, который воплощает ваши замыслы, начинаете свою рекламную кампанию, а некоторое время спустя видите едва ли не точно такую же рекламу своего конкурента. Вы пытаетесь исправить ситуацию, но в конце концов оказывается, что сделать ничего не можете, так как ни вы, ни агентство в свое время не задумались о вопросе получения авторского права на использование данного произведения...
Объекты
С 3 августа 1993 года в Российской Федерации действует закон “Об авторском праве и смежных правах” (далее — ЗоАП). Это основополагающий нормативный акт в данной области права.
Указанный Закон “...регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права)” (статья 1 ЗоАП).
Конечно, деление объектов авторского права на произведения науки, литературы и искусства условно, поскольку один и тот же объект может одновременно выступать в различных категориях. Например, компьютерная база данных может являться и произведением науки, и произведением литературы и т.д.
Примерами объектов авторского права могут быть научные исследования, отчеты, НИОКР, базы данных, компьютерные программы, тексты, рекламные слоганы, логотипы, фотографии, радио и видеоролики, музыкальные произведения и многое, многое другое.
Смежные права
Наряду с авторским правом в указанном законе описаны смежные права. Во всем мире под смежными правами подразумевают права, возникающие при реализации авторских произведений. Объекты смежных прав:
исполнения (деятельность артистов);
фонограммы;
передачи эфирного и кабельного вещания.
Например, если поэт и композитор написали песню (и текст, и музыка, и сама песня — это объекты авторского права), а исполнитель записал эту песню в студии звукозаписи, при этом очевидно, что исполнитель, как и сотрудники студии звукозаписи, внесли оригинальный творческий вклад в конечный результат. При этом исполнение и фонограмма являются самостоятельными объектами смежных прав.
Виды прав
Как только появляется объект авторского права, зафиксированный в какой-либо объективной форме (на бумаге, дискете, аудиовидеопленке и т.д.), так сразу же вместе с ним рождаются и все авторские права. При этом, в отличие от тех же товарных знаков, никакого формального действия (регистрации, утверждения, лицензирования, сертификации и пр.) НЕ ТРЕБУЕТСЯ.
Все авторские права условно делятся на две большие категории.
0 коммент.:
Отправить комментарий