13 мар. 2012 г.

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ О ЗЕМЛЕ И ПРАВАХ НА НЕЁ.

В настоящее время в нашей стране произошли и происходят мета- морфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос земли, как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле. Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы от- ветить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и довольно кратко) историю правовой категории земли в России. Земельная собственность в России складывается в 1Х веке в двух основных формах: княжеских домен и вотчинное землевладение. Право- выми основаниями для владения землей становятся: пожалование, на- следование и купля. Помимо этого изначально имел место захват пустую- щих и населенных земель. Позднее отношения по поводу владения зем- лей было частично регламентированы Русской Правдой (1054) Ярослава Мудрого через обозначение сделок недвижимостью - наследование, купля – продажа и порядок обращения по обязательствам. Боле детальное рассмотрение этого вопроса мы видим в Соборном Уложении 1649 г. Субъектом собственности на землю являлось государст- во, кроме случаев вотчинного землевладения – фактической собственно- сти. Пожалование земли в поместье означало приобретение помещиком право пожизненного владения землей. Кроме вышеуказанных случаев имела место приобретенная давность, которая устанавливалась в 40 лет. Применительно к теме, автор считает нужным указать на то обстоятельст- во, что свидетельские показания по земельным спорам (особенно в части доказательства права собственности) по степени приоритетности уступает документальной обоснованности права землевладения. При этом, доку- ментальное оформление прав на землю, представляло собой сложный комплекс юридических действий, так пожалование земли заключалось в выдаче пожалованной грамоты, составление справки, то есть записи в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых обосновывалось его право на землю, обыске, проводимом по просьбе на- деляемого землей и заключавшемся в установлении факта действитель- ной на занятости передаваемой земли, вводе во владение, заключавшем- ся в публичном обмере земли, проводимом в присутствии местных жите- лей и сторонних людей. Помимо поместья и вотчины, земля находила своего владельца и через договор, выраженный договорной грамотой. Ее подписывали прода- вец и покупатель, но приобретала она законную силу только после заве- рения в официальной инстанции, что выражалось в постановлении на ней печати. В некоторых случаях и этого было не достаточно. Иногда для обеспечения законности требовались дополнительные юридические дей- ствия, непосредственно не связанные не связанные с содержанием основ- ного обязательства. К ним относились, например, передаточная запись на договоре («кабале»), переводящая обязательство на третье лицо; состав- ление справки и др. Далее права на землю то расширялись, то вновь ограничивались; так, указом «О единонаследии» 1714 г. был существенно ограничен оборот земли, запрещался заклад земли, а также существенно ограничивалось право отчуждать землю через продажу, кроме как по «нужде», то есть при чрезвычайных обстоятельствах. Право наследование земли принадлежа- ло сыновьям, при отсутствии завещания землю наследовал старший сын (по принципу майората). Значительно расширился круг субъектов землепользования в 1861г., когда право пользования землей получают крестьяне, причем госу- дарственные и удельные включительно. Крестьянин мог после заключения договора с помещиком выкупить полевой надел и стать собственником земли. Важной чертой Крестьянской реформы является то сопутствующее ей обстоятельство, что она вводила кадастровую дифференциацию кате- горий земель; земля в 34 губерниях делилась на три категории – нечерно- земная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько ме- стностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торго- во-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности уста- навливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов. Пиком детализации, правоотношений, складывающихся по поводу земли, является Аграрная реформа 1906г., её идейным вдохновителем был П.А. Столыпин, а так же его указ «О дополнении некоторых постанов- лений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906г. Оставив в стороне все положения этой реформы, ибо они объемны и существенного интереса для рассмат- риваемой темы не представляют, следует, однако, отметить, основную ее цепь – реформа была направлена против общины и ее общинного владе- ния землей. Крестьянин мог выйти из общины, но без земли. Реформа же устраняла этот пункт и выделяющийся крестьянин сохранял за собой пра- во пользования общинными угодьями. Интересна процессуальная форма выделения крестьянина из общины. Заявление о выделе земли доводи- лось через старосту до сельского общества, которое просты большинст- вом голосов и в месячный срок было обязательно определить крестьянину его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник. Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении. В мае 1911 г. был принят закон «О землеустройстве», подробно регламентирующий порядок землеустройства. В нем предусматривался порядок образования землеустроительных комиссий под руководством предводителей дворянства. По этому закону, чересполосица крестьянских наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Разверстанию не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабрика- ми и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглаше- ния о разверстании вело к выделению «действительно используемых уча- стков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица мгла быть устранена и без согласия хозяйств. Земским начальникам поручалось вести собрания, решающие во- просы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (9 апел- ляция в губернской комиссии). Обжаловать их решения мог Сенат. Закон « О землеустройстве» фактически подвел черту первому эта- пу становления законодательства о земле и процессуальных формах его осуществления. Вторым этапом была Октябрьская революция 1917г. и ее законы. Одним из первых законов Советской власти был Декрет «О земле», написанный В.И. Лениным в ночь с 26 на 27 октября(с 8 на 9 ноября). По нему все помещичьи, царские, церковные и монастырские земли конфи- сковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались кресть- янским комитетам и Советам для распределения между крестьянами. Позже конституция РСФСР 1918 г. закрепила исключительную государст- венную собственность на землю, оставив гражданам право пользования землей. Остальные конституции ничуть не изменили право государствен- ной собственности на землю, а еще более упрочили его положение как «генерального» собственника всех ресурсов (земельных включительно). Помимо конституций, имели место ряд реформ, произведенных со- ветской властью в Средней Азии и Казахстане в 1921-22 и 1925-29 г.г., они отражали положения Декрета «О земле». Что касается нормативных актов число земельной направленности, то среди них следует отметить Земельный кодекс РСФСР 1922 г., по нему всем гражданам предоставля- лось право трудового землепользования. Гражданин имел право хозяйст- венно использовать землю, возводить и использовать на земле хозяйст- венные и жилищные постройки, не нарушающие интересы иных земле- пользователей. Но гражданин не имел право покупки, продажи, залога, за- вещания и дарения земли. А также Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых в 1968 г., и соответствующие земельные кодексы союзных республик. Земельные кодексы подтвержда- ли право собственности на землю за государством, наделяя граждан пра- вом постоянного (бессрочного) пользования или временного пользования землей; регламентируя порядок наделения землей, устанавливали сроки наделения землей, процессуальный порядок, органы, полномочные на осуществление этой деятельности, порядок рассмотрения споров, свя- занных с землей. В целом, они детально регулировали порядок земельных правоотношений, складывающийся в условиях государственной собствен- ности на землю, правда, при этом интересы государства зачастую стави- лись над интересами субъектов прав на землю. Следует заметить, что развитие системы муниципального управле- ния в России имеет почти те же временные вехи, что и русские земельные реформы. Можно отметить пять этапов развития муниципального управ- ления: от Петра 1 до реформы 1864г.; от 1864 до февраля 1917г.; от фев- раля 1917г. до октября 1917г.; советский период местного самоуправле- ния; самоуправление в РФ. Анализ исторического опыта муниципального самоуправления, накопленный в России за последние три столетия, даёт основания для следующих выводов: 1. осуществление любых крупномасштабных изменений в российском об- ществе сопровождалось реформированием системы муниципального самоуправления. Расширение прав местного самоуправления вело к демократизации общества, тогда как усиление в обществе тоталита- ризма вело к их сокращению. 2. реформы муниципального управления осуществлялись не одномомент- но, а на протяжении достаточно длительных периодов времени. Это связано с тем, что система местного самоуправления обладает высокой степенью инерционности. Поэтому велико значение подготовительного этапа реформ, на котором происходит формирование целей и обосно- вание механизмов реформирования местного самоуправления. 3. Особое теоретическое и практическое значение имеет опыт земской реформы. К числу уроков этой реформы следует отнести: ? разделение функций местного самоуправления на обязательные и не обязательные; ? широкое вовлечение в решение вопросов, касающихся «местных польз и нужд» население; ? оказание органам земского самоуправления содействия в становлении и последующем развитии кооперативного движения. ? организация касс мелкого кредита, что позволило упростить доступ мелким заемщикам к финансовым ресурсам; ? организация статистической службы и проведение ей массовых эконо- мических обследований; ? создание участковой агрономии сети опытных полей и показательных хозяйств, что позволило приблизить научные знания и новые техноло- гии к крестьянским хозяйствам; ? признание невозможности, в большинстве случаев, вписать систему местного самоуправления в границы административно - территориаль- ных единиц, предназначенных для государственного управления; 4. Далеко не бесполезен с точки зрения решения проблем формирования системы местного самоуправления и советский опыт муниципального управления, в частности: ? использование методов экономического районирования для определе- ния границ муниципальных образований; ? разработка планов социально-экономичекого развития низовых рай- онов; ? применение программно-целевых методов решения проблем социаль- но-экономического развития.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.