13 мар. 2012 г.
Home »
» ОЧЕРКИ ИСТОРИИ О ЗЕМЛЕ И ПРАВАХ НА НЕЁ.
ОЧЕРКИ ИСТОРИИ О ЗЕМЛЕ И ПРАВАХ НА НЕЁ.
В настоящее время в нашей стране произошли и происходят мета-
морфозы различных правовых институтов и законодательных баз. Одной
из актуальных проблем российской современности является вопрос земли,
как источника существования, как основы жизни, а также всего того, что
характеризует землю как правовую категорию – законодательство о земле.
Но отчего же так актуальна тема земли в наше время? Для того, чтобы от-
ветить на этот вопрос представляется необходимым показать (хотя бы и
довольно кратко) историю правовой категории земли в России.
Земельная собственность в России складывается в 1Х веке в двух
основных формах: княжеских домен и вотчинное землевладение. Право-
выми основаниями для владения землей становятся: пожалование, на-
следование и купля. Помимо этого изначально имел место захват пустую-
щих и населенных земель. Позднее отношения по поводу владения зем-
лей было частично регламентированы Русской Правдой (1054) Ярослава
Мудрого через обозначение сделок недвижимостью - наследование, купля
– продажа и порядок обращения по обязательствам.
Боле детальное рассмотрение этого вопроса мы видим в Соборном
Уложении 1649 г. Субъектом собственности на землю являлось государст-
во, кроме случаев вотчинного землевладения – фактической собственно-
сти. Пожалование земли в поместье означало приобретение помещиком
право пожизненного владения землей. Кроме вышеуказанных случаев
имела место приобретенная давность, которая устанавливалась в 40 лет.
Применительно к теме, автор считает нужным указать на то обстоятельст-
во, что свидетельские показания по земельным спорам (особенно в части
доказательства права собственности) по степени приоритетности уступает
документальной обоснованности права землевладения. При этом, доку-
ментальное оформление прав на землю, представляло собой сложный
комплекс юридических действий, так пожалование земли заключалось в
выдаче пожалованной грамоты, составление справки, то есть записи в
приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, на которых
обосновывалось его право на землю, обыске, проводимом по просьбе на-
деляемого землей и заключавшемся в установлении факта действитель-
ной на занятости передаваемой земли, вводе во владение, заключавшем-
ся в публичном обмере земли, проводимом в присутствии местных жите-
лей и сторонних людей.
Помимо поместья и вотчины, земля находила своего владельца и
через договор, выраженный договорной грамотой. Ее подписывали прода-
вец и покупатель, но приобретала она законную силу только после заве-
рения в официальной инстанции, что выражалось в постановлении на ней
печати. В некоторых случаях и этого было не достаточно. Иногда для
обеспечения законности требовались дополнительные юридические дей-
ствия, непосредственно не связанные не связанные с содержанием основ-
ного обязательства. К ним относились, например, передаточная запись на
договоре («кабале»), переводящая обязательство на третье лицо; состав-
ление справки и др.
Далее права на землю то расширялись, то вновь ограничивались;
так, указом «О единонаследии» 1714 г. был существенно ограничен оборот
земли, запрещался заклад земли, а также существенно ограничивалось
право отчуждать землю через продажу, кроме как по «нужде», то есть при
чрезвычайных обстоятельствах. Право наследование земли принадлежа-
ло сыновьям, при отсутствии завещания землю наследовал старший сын
(по принципу майората).
Значительно расширился круг субъектов землепользования в
1861г., когда право пользования землей получают крестьяне, причем госу-
дарственные и удельные включительно. Крестьянин мог после заключения
договора с помещиком выкупить полевой надел и стать собственником
земли. Важной чертой Крестьянской реформы является то сопутствующее
ей обстоятельство, что она вводила кадастровую дифференциацию кате-
горий земель; земля в 34 губерниях делилась на три категории – нечерно-
земная, черноземная и степная. Каждая группа делилась на несколько ме-
стностей с учетом качества почвы, численности населения, уровня торго-
во-промышленного и транспортного развития. Для каждой местности уста-
навливались свои нормы (высшая и низшая) земельных наделов.
Пиком детализации, правоотношений, складывающихся по поводу
земли, является Аграрная реформа 1906г., её идейным вдохновителем
был П.А. Столыпин, а так же его указ «О дополнении некоторых постанов-
лений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и
землепользования» от 9 ноября 1906г. Оставив в стороне все положения
этой реформы, ибо они объемны и существенного интереса для рассмат-
риваемой темы не представляют, следует, однако, отметить, основную ее
цепь – реформа была направлена против общины и ее общинного владе-
ния землей. Крестьянин мог выйти из общины, но без земли. Реформа же
устраняла этот пункт и выделяющийся крестьянин сохранял за собой пра-
во пользования общинными угодьями. Интересна процессуальная форма
выделения крестьянина из общины. Заявление о выделе земли доводи-
лось через старосту до сельского общества, которое просты большинст-
вом голосов и в месячный срок было обязательно определить крестьянину
его участок. В противном случае это осуществлял земский начальник.
Уездный съезд был апелляционной инстанцией в спорах о выделении.
В мае 1911 г. был принят закон «О землеустройстве», подробно
регламентирующий порядок землеустройства. В нем предусматривался
порядок образования землеустроительных комиссий под руководством
предводителей дворянства. По этому закону, чересполосица крестьянских
наделов могла быть ликвидирована «по необходимости». Разверстанию
не подлежали: усадебные земли, земли с жилыми постройками, фабрика-
ми и мельницами, искусственные леса и торфяники. Арендаторы земель
не имели права возражать против их разверстания. Отсутствие соглаше-
ния о разверстании вело к выделению «действительно используемых уча-
стков», при этом выдела мог требовать любой хозяин. Чересполосица
мгла быть устранена и без согласия хозяйств.
Земским начальникам поручалось вести собрания, решающие во-
просы о разверстке земель, споры решались в уездной комиссии (9 апел-
ляция в губернской комиссии). Обжаловать их решения мог Сенат.
Закон « О землеустройстве» фактически подвел черту первому эта-
пу становления законодательства о земле и процессуальных формах его
осуществления. Вторым этапом была Октябрьская революция 1917г. и ее
законы.
Одним из первых законов Советской власти был Декрет «О земле»,
написанный В.И. Лениным в ночь с 26 на 27 октября(с 8 на 9 ноября). По
нему все помещичьи, царские, церковные и монастырские земли конфи-
сковывались вместе с инвентарем и постройками и передавались кресть-
янским комитетам и Советам для распределения между крестьянами.
Позже конституция РСФСР 1918 г. закрепила исключительную государст-
венную собственность на землю, оставив гражданам право пользования
землей. Остальные конституции ничуть не изменили право государствен-
ной собственности на землю, а еще более упрочили его положение как
«генерального» собственника всех ресурсов (земельных включительно).
Помимо конституций, имели место ряд реформ, произведенных со-
ветской властью в Средней Азии и Казахстане в 1921-22 и 1925-29 г.г.,
они отражали положения Декрета «О земле». Что касается нормативных
актов число земельной направленности, то среди них следует отметить
Земельный кодекс РСФСР 1922 г., по нему всем гражданам предоставля-
лось право трудового землепользования. Гражданин имел право хозяйст-
венно использовать землю, возводить и использовать на земле хозяйст-
венные и жилищные постройки, не нарушающие интересы иных земле-
пользователей. Но гражданин не имел право покупки, продажи, залога, за-
вещания и дарения земли. А также Основы земельного законодательства
Союза ССР и союзных республик, принятых в 1968 г., и соответствующие
земельные кодексы союзных республик. Земельные кодексы подтвержда-
ли право собственности на землю за государством, наделяя граждан пра-
вом постоянного (бессрочного) пользования или временного пользования
землей; регламентируя порядок наделения землей, устанавливали сроки
наделения землей, процессуальный порядок, органы, полномочные на
осуществление этой деятельности, порядок рассмотрения споров, свя-
занных с землей. В целом, они детально регулировали порядок земельных
правоотношений, складывающийся в условиях государственной собствен-
ности на землю, правда, при этом интересы государства зачастую стави-
лись над интересами субъектов прав на землю.
Следует заметить, что развитие системы муниципального управле-
ния в России имеет почти те же временные вехи, что и русские земельные
реформы. Можно отметить пять этапов развития муниципального управ-
ления: от Петра 1 до реформы 1864г.; от 1864 до февраля 1917г.; от фев-
раля 1917г. до октября 1917г.; советский период местного самоуправле-
ния; самоуправление в РФ. Анализ исторического опыта муниципального
самоуправления, накопленный в России за последние три столетия, даёт
основания для следующих выводов:
1. осуществление любых крупномасштабных изменений в российском об-
ществе сопровождалось реформированием системы муниципального
самоуправления. Расширение прав местного самоуправления вело к
демократизации общества, тогда как усиление в обществе тоталита-
ризма вело к их сокращению.
2. реформы муниципального управления осуществлялись не одномомент-
но, а на протяжении достаточно длительных периодов времени. Это
связано с тем, что система местного самоуправления обладает высокой
степенью инерционности. Поэтому велико значение подготовительного
этапа реформ, на котором происходит формирование целей и обосно-
вание механизмов реформирования местного самоуправления.
3. Особое теоретическое и практическое значение имеет опыт земской
реформы. К числу уроков этой реформы следует отнести:
? разделение функций местного самоуправления на обязательные и не
обязательные;
? широкое вовлечение в решение вопросов, касающихся «местных польз
и нужд» население;
? оказание органам земского самоуправления содействия в становлении
и последующем развитии кооперативного движения.
? организация касс мелкого кредита, что позволило упростить доступ
мелким заемщикам к финансовым ресурсам;
? организация статистической службы и проведение ей массовых эконо-
мических обследований;
? создание участковой агрономии сети опытных полей и показательных
хозяйств, что позволило приблизить научные знания и новые техноло-
гии к крестьянским хозяйствам;
? признание невозможности, в большинстве случаев, вписать систему
местного самоуправления в границы административно - территориаль-
ных единиц, предназначенных для государственного управления;
4. Далеко не бесполезен с точки зрения решения проблем формирования
системы местного самоуправления и советский опыт муниципального
управления, в частности:
? использование методов экономического районирования для определе-
ния границ муниципальных образований;
? разработка планов социально-экономичекого развития низовых рай-
онов;
? применение программно-целевых методов решения проблем социаль-
но-экономического развития.
0 коммент.:
Отправить комментарий