13 мар. 2012 г.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущ- ности является мерой государственного принуждения, применяемой в свя- зи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой го- сударственными органами в целях обеспечения следственного и судебного производства. Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. Поэтому при его применении установлены конституционные гарантии. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых сходно по форме с применением наказания в виде ареста и лишения свободы. Однако по своему социально-правовому назначению и правовой природе сущест- венно различаются. Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание по- дозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ) и избрание ме- ры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ). Оно не яв- ляется мерой уголовного наказания или дисциплинарного воздействия. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством его целью является выяснение причастности задержанного к преступлению либо раз- решение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 122 УПК РФ). Эта мера направлена на обеспечение интересов правосудия. Согласно ст. 89 УПК РФ, для применения мер пресечения не- обходимо наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия и суда или воспрепят- ствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятельностью. Наказание применяется только в тех случаях, когда лицо признано судом виновным в совершении преступления. Поскольку под стражей находятся лица, вина которых в совершении преступления не установлена судом, то условия их содержания должны отличаться от условий отбывания осужденными наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к усло- виям свободы. Пакт о гражданских и политических правах устанавливает, что "обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоя- тельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется от- дельный режим, отвечающий их статусу не осужденных лиц". Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подоз- реваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным ко- дексом, Федеральным законом Российской Федерации "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15 июля 1995 года, Законом Российской Федерации "Об учреждениях и орга- нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21 июля 1993 года, регулирующим деятельность уголовно-исполнительной системы России, а также законами Российской Федерации, регламенти- рующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Пограничных войсках и в Федеральной службе безопасности, в частности ст. 13 Федерального закона Российской Федерации "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 13 апреля 1995 года. К указанным законам относятся акты военно-административного за- конодательства, регулирующего порядок и условия содержания подозре- ваемых и обвиняемых из числа военнослужащих на гауптвахтах (Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федера- ции от 14 декабря 1993 года, приложение №14 "О гауптвахте"). Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирую- щие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановле- ния Правительства Российской Федерации о нормах питания и материаль- но-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стра- жей. Так, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О содержа- нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле- ний" предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Федеральной пограничной службой РФ по со- гласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации "Правил внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Применительно к местам со- держания под стражей МВД России такие правила были приняты Прика- зом МВД РФ №485 от 20 декабря 1995 года; 26 января 1996 года приказом №41 Министра внутренних дел РФ было утверждено Положение о следст- венном изоляторе уголовно-исполнительной системы МВД России. Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет собой социально значимую сферу деятельности государства, поэтому она должна подчинятся основополагающим идеям и принципам. В ст. 4 Феде- рального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" устанавливается, что содержание под стра- жей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоин- ства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международ- ного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозревае- мым и обвиняемым в совершении преступлений. Указанные принципы определяют содержание норм указанного Феде- рального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняе- мых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с по- дозреваемыми и обвиняемыми.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.