13 мар. 2012 г.
Home »
» ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущ-
ности является мерой государственного принуждения, применяемой в свя-
зи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой го-
сударственными органами в целях обеспечения следственного и судебного
производства.
Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав
и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. Поэтому
при его применении установлены конституционные гарантии.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых сходно по
форме с применением наказания в виде ареста и лишения свободы. Однако
по своему социально-правовому назначению и правовой природе сущест-
венно различаются.
Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержание по-
дозреваемых в совершении преступлений (ст. 122 УПК РФ) и избрание ме-
ры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 89 УПК РФ). Оно не яв-
ляется мерой уголовного наказания или дисциплинарного воздействия. В
соответствии с уголовно-процессуальным законодательством его целью
является выяснение причастности задержанного к преступлению либо раз-
решение вопроса о применении меры пресечения в виде заключения под
стражу (ст. 122 УПК РФ). Эта мера направлена на обеспечение интересов
правосудия. Согласно ст. 89 УПК РФ, для применения мер пресечения не-
обходимо наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый
скроется от дознания, предварительного следствия и суда или воспрепят-
ствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься
преступной деятельностью. Наказание применяется только в тех случаях,
когда лицо признано судом виновным в совершении преступления.
Поскольку под стражей находятся лица, вина которых в совершении
преступления не установлена судом, то условия их содержания должны
отличаться от условий отбывания осужденными наказания в виде лишения
свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к усло-
виям свободы. Пакт о гражданских и политических правах устанавливает,
что "обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоя-
тельства, помещаются отдельно от осужденных, и им предоставляется от-
дельный режим, отвечающий их статусу не осужденных лиц".
Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подоз-
реваемых и обвиняемых регламентируются Уголовно-исполнительным ко-
дексом, Федеральным законом Российской Федерации "О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" от 15
июля 1995 года, Законом Российской Федерации "Об учреждениях и орга-
нах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" от 21
июля 1993 года, регулирующим деятельность уголовно-исполнительной
системы России, а также законами Российской Федерации, регламенти-
рующими создание и основы функционирования мест содержания под
стражей в Пограничных войсках и в Федеральной службе безопасности, в
частности ст. 13 Федерального закона Российской Федерации "Об органах
федеральной службы безопасности в Российской Федерации" от 13 апреля
1995 года.
К указанным законам относятся акты военно-административного за-
конодательства, регулирующего порядок и условия содержания подозре-
ваемых и обвиняемых из числа военнослужащих на гауптвахтах (Устав
гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федера-
ции от 14 декабря 1993 года, приложение №14 "О гауптвахте").
Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирую-
щие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: постановле-
ния Правительства Российской Федерации о нормах питания и материаль-
но-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств
и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стра-
жей. Так, ст. 16 Федерального закона Российской Федерации "О содержа-
нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле-
ний" предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания
под стражей принятие Министерством внутренних дел РФ, Федеральной
службой безопасности РФ, Федеральной пограничной службой РФ по со-
гласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации "Правил
внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений". Применительно к местам со-
держания под стражей МВД России такие правила были приняты Прика-
зом МВД РФ №485 от 20 декабря 1995 года; 26 января 1996 года приказом
№41 Министра внутренних дел РФ было утверждено Положение о следст-
венном изоляторе уголовно-исполнительной системы МВД России.
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представляет
собой социально значимую сферу деятельности государства, поэтому она
должна подчинятся основополагающим идеям и принципам. В ст. 4 Феде-
рального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых
в совершении преступлений" устанавливается, что содержание под стра-
жей осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства
всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоин-
ства в соответствии с Конституцией, принципами и нормами международ-
ного права, а также международными договорами Российской Федерации.
Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими
целью причинение физических или нравственных страданий подозревае-
мым и обвиняемым в совершении преступлений.
Указанные принципы определяют содержание норм указанного Феде-
рального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов,
регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняе-
мых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с по-
дозреваемыми и обвиняемыми.
0 коммент.:
Отправить комментарий