13 мар. 2012 г.

РАЗГАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

В России, когда она стала суверенной (1990-1991) и тем более в 1992г., когда четко были обозначены субъекты РФ и заключен Федератив- ный договор, встал вопрос разграничении государственной и муниципаль- ной собственности на землю. За субъектами РФ было признано их право государственной собственности на землю на их территории. Кроме того , в РФ имеется 29 малочисленных народов, многие из которых заявляют о своём праве на землю. Таким образом возникло право государственной федеральной соб- ственности на землю и право собственности субъектов РФ, а позднее – и право муниципальной собственности на землю. В связи с таким административно-государственным устройством РФ возникли вопросы о разграничении прав в целом на имущество, а затем и конкретно на землю. В ЗК 1991 г. была закреплена государственная собственность на землю РСФСР и республик в её составе (ст.3) и в то же время в ст. 15-16 была определена компетенция РСФСР и республик в её составе в области регулирования земельных отношений. В ст.17-20 подробно говориться о компетенции сельских, поселковых, городских и районных органов власти в области регулирования земельных отношений. Они осуществляют вла- дение, пользование и распоряжение землёй на своей территории ( пре- доставление земель, их изъятие, взимание платы за землю, контроль, ве- дение учета и контроля, разрешение земельных споров ). Но о собствен- ности краёв и областей, автономий и муниципальной собственности ни че- го не говорилось. Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе «О местном самоуправлении». В статье 2 на- званы муниципальные образования, а в ст.36-78 подробна изложена ком- петенция местных Советов и администраций по распоряжению и управле- нию муниципальными землями. Они названы экономической основой ме- стного самоуправления. 28 августа 1995 года принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На основе Конститу- ции РФ, уставов и законов субъектов РФ принимают свои уставы и другие акты, в т.ч. в области земельных отношений. Собственность на землю краёв и областей была предусмотрена За- коном РСФСР «О краевом, областном Совете народных депутатов и крае- вой, областной администрации» от 5 марта 1992г. В ст.3-4 определены их собственная компетенция, принятие уставов и других актов; в ст.11 закре- плена собственность области, края на землю; в ст. 44-51 – компетенция их представительных органов и их администраций в регулировании земель- ных отношений. Передача объектов из собственности РФ в собственность её субъ- ектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Прави- тельства РФ; передача объектов из собственности РФ или её субъектов в муниципальную собственность – по их ходатайству и по решению прави- тельства РФ и администраций Субъектов РФ. Процесс передачи непрерывный, он идет и будет идти постоянно, по мере необходимости Одной из особенностей земельного законодательства России явля- ется то, что объем прав на землю находиться в зависимости от правового статуса обладателя этих прав, т.е. субъекта земельных отношений. Поэтому точное представление субъекта о его правовом положении (гражданство, льготы для граждан, организационно-правовая форма для юридических лиц) поможет ему в уяснении того, какими правами на землю он обладает. В соответствии с российским законодательством субъектами зе- мельно-правовых отношений могут быть физические лица – граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, государственные и административно-территориальные образования, РФ, субъекты РФ, орга- ны государственной власти и управления. Законодательство РФ, устанавливая нормы, регулирующие земель- ные отношения, предоставило им определённые права и наделило их оп- ределенными обязанностями, а значит включило их в земельные отноше- ния в качестве субъектов. Субъектам правовых отношений присущи определенные качествен- ные признаки, составляющие их правосубъектность. Субъектам земельно-правовых отношений присуща земельная пра- восубъектность, которая определена законодательством. Разумеется, она не может быть во всем одинакова у граждан и юридических лиц. Сущест- вуют различия земельной правосубъектности и в зависимости от правово- го положения гражданина или юридического лица.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.