13 мар. 2012 г.
Home »
» РАЗГАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
РАЗГАНИЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
В России, когда она стала суверенной (1990-1991) и тем более в
1992г., когда четко были обозначены субъекты РФ и заключен Федератив-
ный договор, встал вопрос разграничении государственной и муниципаль-
ной собственности на землю. За субъектами РФ было признано их право
государственной собственности на землю на их территории. Кроме того , в
РФ имеется 29 малочисленных народов, многие из которых заявляют о
своём праве на землю.
Таким образом возникло право государственной федеральной соб-
ственности на землю и право собственности субъектов РФ, а позднее – и
право муниципальной собственности на землю.
В связи с таким административно-государственным устройством РФ
возникли вопросы о разграничении прав в целом на имущество, а затем и
конкретно на землю.
В ЗК 1991 г. была закреплена государственная собственность на
землю РСФСР и республик в её составе (ст.3) и в то же время в ст. 15-16
была определена компетенция РСФСР и республик в её составе в области
регулирования земельных отношений. В ст.17-20 подробно говориться о
компетенции сельских, поселковых, городских и районных органов власти
в области регулирования земельных отношений. Они осуществляют вла-
дение, пользование и распоряжение землёй на своей территории ( пре-
доставление земель, их изъятие, взимание платы за землю, контроль, ве-
дение учета и контроля, разрешение земельных споров ). Но о собствен-
ности краёв и областей, автономий и муниципальной собственности ни че-
го не говорилось.
Впервые право муниципальной собственности на землю было четко
сформулировано в Законе «О местном самоуправлении». В статье 2 на-
званы муниципальные образования, а в ст.36-78 подробна изложена ком-
петенция местных Советов и администраций по распоряжению и управле-
нию муниципальными землями. Они названы экономической основой ме-
стного самоуправления.
28 августа 1995 года принят ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации». На основе Конститу-
ции РФ, уставов и законов субъектов РФ принимают свои уставы и другие
акты, в т.ч. в области земельных отношений.
Собственность на землю краёв и областей была предусмотрена За-
коном РСФСР «О краевом, областном Совете народных депутатов и крае-
вой, областной администрации» от 5 марта 1992г. В ст.3-4 определены их
собственная компетенция, принятие уставов и других актов; в ст.11 закре-
плена собственность области, края на землю; в ст. 44-51 – компетенция их
представительных органов и их администраций в регулировании земель-
ных отношений.
Передача объектов из собственности РФ в собственность её субъ-
ектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Прави-
тельства РФ; передача объектов из собственности РФ или её субъектов в
муниципальную собственность – по их ходатайству и по решению прави-
тельства РФ и администраций Субъектов РФ.
Процесс передачи непрерывный, он идет и будет идти постоянно,
по мере необходимости
Одной из особенностей земельного законодательства России явля-
ется то, что объем прав на землю находиться в зависимости от правового
статуса обладателя этих прав, т.е. субъекта земельных отношений.
Поэтому точное представление субъекта о его правовом положении
(гражданство, льготы для граждан, организационно-правовая форма для
юридических лиц) поможет ему в уяснении того, какими правами на землю
он обладает.
В соответствии с российским законодательством субъектами зе-
мельно-правовых отношений могут быть физические лица – граждане РФ,
иностранцы, лица без гражданства, юридические лица, государственные и
административно-территориальные образования, РФ, субъекты РФ, орга-
ны государственной власти и управления.
Законодательство РФ, устанавливая нормы, регулирующие земель-
ные отношения, предоставило им определённые права и наделило их оп-
ределенными обязанностями, а значит включило их в земельные отноше-
ния в качестве субъектов.
Субъектам правовых отношений присущи определенные качествен-
ные признаки, составляющие их правосубъектность.
Субъектам земельно-правовых отношений присуща земельная пра-
восубъектность, которая определена законодательством. Разумеется, она
не может быть во всем одинакова у граждан и юридических лиц. Сущест-
вуют различия земельной правосубъектности и в зависимости от правово-
го положения гражданина или юридического лица.
0 коммент.:
Отправить комментарий