28 мар. 2012 г.
Home »
» Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности, возможности и ограничения
Опрос как основной вид социологического исследования. Его разновидности, возможности и ограничения
Для сбора социологической информации могут применяться различные методы: опрос, интервью, наблюдения, анализ документов, тестирование и т.д.
Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них – метод анкетного опроса. Данный метод основывается на высказываниях отдельных лиц и проводится с целью выяв¬ления тончайших нюансов во мнении опрашиваемых (респондентов).
Анкетный опрос - важнейший источник информации о ре¬ально существующих социальных фактах, о социальной дея¬тельности. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:
• Он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов.
• Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни
настораживающим. Лучше всего, если он будет ней¬тральным.
• Трудные вопросы целесообразно поместить в середине
анкеты, чтобы респондент «включился» в тему.
• Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными
опрашиваемым (всем без исключения).
• Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале
речь должна идти об установлении того или иного факта, а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.
Вопросы анкеты различаются между собой по содержанию и форме. Деление вопросов по содержанию обусловлено характером информации, которую представляет ответ на тот или иной во¬прос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по со¬держанию.
Ответы на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на ан¬кету (возраст, образование, профессия, доход и т. п.). Они мо¬гут также давать сведения о поведении опрашиваемого и ка¬ких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведе¬нии в прошлом приведет к неточности в информации. По форме вопросы делятся на три основные группы: 1) от¬крытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные. Обычно в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные вопросы.
Перед исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных оп¬роса осуществляются рядом способов. Один из них – кон¬трольные вопросы.
В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот во¬прос, который задается в более широком смысловом диапазоне, в прямой форме.
Контрольные вопросы обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии, как от основного, так и друг от друга.
Разновидностью контроля может быть повторный опрос с соблюдением тех же условий - на весь объем выборки или на 5 - 10% лиц, уже опрошенных ранее.
Один из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного опроса - сочетание нескольких методов: ан¬кетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интер¬вью.
Достаточно распространенной формой социо¬логических опросов является интервью, которое представляет собой своеобразную целена¬правленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым.
Интервью - целенаправленная, заранее запрограммирован¬ная беседа с респондентом. Характер общения, степень контак¬та, взаимопонимание интервьюера (лица, ведущего интервью) и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог, исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника, может по¬лучить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса (анкетирования).
Различают несколько видов интервью: от полной свобод¬ной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры опроса.
Свободное интервью, как правило, не имеет плана и заранее сформулированных вопросов. Чаще всего свобод¬ное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.
Особенность глубинного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явле¬ния, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений.
При проведении интервью вопросы, с которыми интер¬вьюер обращается к своим респондентам, могут иметь откры¬тый или закрытый характер.
Интервью с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последо¬вательности. Задавая эти вопросы опрашиваемому, исследова¬тель выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содер¬жание с помощью магнитной записи или прибегая к стеногра¬фии.
При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно на¬зывают стандартизированным, исследователь обращается к оп¬рашиваемым (респондентам) с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся преимущественно во¬просы закрытого типа. Опрашиваемый должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов.
На проведение интервью существенное влияние оказывают время и место, стратегия и тактика его проведения, состав уча¬стников.
Большое влияние на достоверность и полноту информации, получаемой с помощью опросов, играет фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы с респондентом, к примеру только что вернувшимся из ночной смены, с дежур¬ства или из длительной командировки, то возможности полу¬чения объективной и полной информации сокращаются. Активность респондента, его го¬товность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопится, с ин¬тересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопро¬сы и т. д. Важное значение имеет умение интервьюера плавно переходить от одной темы к другой.
Задача интервьюера состоит в том, чтобы постараться мак¬симально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении. Ин¬тервьюер во время опроса должен стремиться создать благо¬приятную атмосферу.
На ход беседы также влияют возраст и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добивается лучшего результата. Женщинам-интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам.
Существенное влияние на качество ответов может оказать присутствие третьих лиц. Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица не¬редко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправ¬ляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам и т. д.
0 коммент.:
Отправить комментарий