28 мар. 2012 г.

Этническая социология как социология среднего уровня

Этническая социология изучает весьма сложную сферу на¬ционально-этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общ¬ностей. Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием. В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса. Данные признаки воспроизводятся в этническом самосознании на¬рода, в котором он осознает свое единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым свое этническое родство. В то же время он отличает себя от других народов, кото¬рым свойственны свое происхождение, свой язык и своя культура. К наиболее древним этническим общностям относятся пле¬мена, жизнь и деятельность которых были основаны на родо¬вых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и тради¬циями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени форми¬ровалось свое этническое самосознание. Оно обладало этнони¬мом (названием). С переходом к цивилизации, при которой на первый план вышли не родовые, а социальные связи между людьми, племя уступило место другому типу этнической общности, - народу. Все народы как этнические общности на стадии циви¬лизации (будь то народы Древней Греции и Древнего Рима, Египта, Индии или Китая, а в более поздние периоды - наро¬ды Франции, Германии или России) всегда отличались и отли¬чаются поныне своими особыми социально-этническими призна¬ками, в том числе особенностями своего происхождения, языка, культуры, этнического самосознания и т. д. В отличие от пле¬мен народы достигали в эпоху цивилизации несравненно большей социально-этнической консолидации и более высокого развития своего языка, материальной и духовной культуры. Другими словами, племена сменились формирующимися древними народами – нациями, достигшими своего расцвета в следующие исторические эпохи. В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, видный французский ученый Э. Ренан считал, что нации существовали еще в начале средних веков, «начиная с конца Римской Импе¬рии или, лучше, со времени разложения империи Карла Вели¬кого...1». Что же такое нация? Отвечая на этот вопрос, Э. Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации мо¬гут складываться в процессе совместной жизни и «перемеши¬вания» представителей разных рас. «Самые большие страны – Англия, Франция, Италия - это те, в которых кровь наиболее перемешана». Именно данное обстоятельство характеризует нации этих стран. Поистине нет нации, все представителя ко¬торой относилось бы только к одной расе. Одним из признаков нации Э. Ренан называет общность интересов входящих в нее людей. Общность интересов обу¬словливается, по Ренану, общими условиями жизни, общно¬стью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объеди¬няющий всех ее представителей. «Нация - это душа», - заяв¬ляет Э. Ренан. Австрийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Он писал, что на¬ция как «естественная общность» исходит из «физически обу¬словленной наследственности, посредством которой детям пе¬редаются свойства родителей». Однако главными отличитель¬ным признаками нации Бауэр считал ее язык и культуру. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании извест¬ными культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характе¬ра. Развивая весьма актуальную сегодня теорию национально-культурной автономии, Бауэр видел основную задачу в том, чтобы «сделать национальную культуру... достоянием всего народа и таким, единственно возможном образом сплотить всех членов нации в национально-культурную общность». Обобщая сказанное, можно утверждать, что нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общ¬ностью ее происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляю¬щихся в общности ее этнического сознания и самосознания. Что же касается понятия «национальность», то оно обозна¬чает этнические признаки не только целых наций, компактно проживающих на определенных территориях, но и всех ее представителей, где бы они ни жили, в том числе на террито¬риях других народов и государств. Национальные отношения всегда связаны с решением определенных этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, тра¬диций, культуры, сохранения их самобытности и т. д. В силу этого они выступают как национально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этни¬ческие отношения» по сути тождественны. Объективной предпосылкой возникновения и развития на¬циональных отношений является существование отдельных наций (этносов, народов), отличающихся по своим этническим характеристикам, начиная с особенностей происхождения, ка¬сающихся их исторической и современной родины, и кончая особенностями языка, культуры, этнического сознания и т. д. Национальные отношения носят, как правило, комплекс¬ный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы). Среди них такие великие народы, как русский, французский, китайский и т. д., и в то же время малые (в смысле малочисленные) народы Кавказа, российского и американского Севера, других регионов земли. Разумеется, среди этносов как субъектов национальных от¬ношений существуют более или менее развитые с точки зрения достигнутого уровня развития экономики, государственности, культуры. Это не может не сказаться на характере их взаимо¬отношений. Данное обстоятельство породило проблему социальной справедливости в национальных отношениях, в том числе в отношениях между большими и малыми народами, а также между более и менее развитыми из них. Проблема социальной справедливости возникает в отноше¬ниях между так называемыми коренными и некоренными на¬циями (народами). К коренным обычно относят нации, кото¬рые компактно проживают на тех или иных территориях и да¬ли имя существующему государственному образованию. Исходя из этого к коренным нациям относятся, например, украин¬цы в украинском государства, армяне в Армении и т. д. К некоренным нациям относятся так называе¬мые национальные группы, проживающие на «территориях ко¬ренных наций», например, те же украинцы в Литве, армяне в России и т. д. Отсюда возникла «проблема национальных меньшинств», осуществления их прав и свобод в условиях тех национальных государственных образований, в которых они проживают. Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, эколо¬гических и других отношений между нациями. Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций. Они формируются как стихийно, в процессе развития, скажем, торговых связей между народами, так и на уровне межго¬сударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автоно¬миями и т. д. Политические межнациональные отношения в многонацио¬нальном государстве касаются, прежде всего, участия всех наро¬дов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. Политические межнациональные отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод пред¬ставителей различных наций. Наконец, свою роль играют на¬циональные политические отношения на уровне межгосударст¬венных отношений народов. Речь идет об отношениях между народами, имеющими свою национальную государственность, обладающими государственной независимостью и суверените¬том. Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации игра¬ют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, в том числе песенного, танцевального, музыкального, прикладного, а также сотрудничество в области литературы, современного монумен¬тального искусства, живописи, архитектуры и т. п. Надо сказать, что межнациональные отношения возникают и осуществляются не только на уровне целых народов (этносов, наций), но и на межличностном уровне в процессе повседневного общения людей разных национальностей. Национально-этнические отношения направлены на реали¬зацию соответствующих интересов тех или иных этносов. В то же время они порождают сами эти интересы. Национальные интересы народов касаются различных сторон их выживания, сохранения самобытности, развития их экономики, государст¬венности, культуры. Эти интересы должны быть осознаны. Важно, чтобы народы полнее и глубже осознавали свои общие национальные интересы и сами активно боро¬лись за их осуществление. В рамках развивающихся в современную эпоху межнацио¬нальных отношений можно выделить следующие наиболее ха¬рактерные процессы: этническую консолидацию народов, т. е. развитие их политической, экономической, языковой и куль¬турной самостоятельности, упрочение национально-государ¬ственной целостности; межэтническую интеграцию, которая заключается в расширении и углублении сотрудничества наро¬дов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворе¬ния их потребностей, как в настоящее время, так и в будущем; ассимиляцию, в ходе которой одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило, ассимилируются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обы¬чаи, традиции, этническую культуру и усвоившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными. Данные процессы происходят во всем современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной национальной политики. Межнациональные конфликты - это крайнее обострение противоречий между нациями (народами), возникающих в хо¬де решения политических, территориальных, экономических, языковых, культурных, религиозных проблем. Речь идет о конфликтах между целыми этносами и их отдельными представителями. Наибольшей остроты национальные конфликты достигают именно тогда, когда они происходят на межгосударственном уровне, куда их выводят некоторые политики, преследуя свои цели. Не поняв этих целей, народы дают втянуть себя в эти конфликты и в итоге сами становятся жертвами.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.