29 мар. 2012 г.

Философские идеи В.С. Соловьева.

Соловьев (1853–1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Утверждал, что человеч-ое познание своей истории носило односторонний хар-ер. Европейская философия и наука расчленили действительность на части, противопоставили мир и человека, и поэтому не смогли дойти до цельного знания. Для раскрытия абсолютной истины необходимо установить внутренний контакт с всеединым, что достигается лишь при помощи непосредственного внутреннего созерцания, веры. Рационализм и эмпиризм включаются Соловьевым в процесс познания как подчиненные моменты. Внешний опыт (наука) могут давать лишь материал, а разум (философия) – лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Олицетворением положительного всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. → Т.о. С. ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания. • Эволюционная теория всеединства: мир в своем развитии проходит ч/з два этапа: первый (до человека) – эволюция природы; второй (деят-ть человека) – история. Конечным результатом развития мира является утверждение царства божьего, воссоединение мира со своим творцом – Богом, т.е. восстановление абсолютного всеединства. Весь представляемый процесс движения к абс.всеединству, к соединению человека и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Человек, по С., связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел, ко второму стремится. Для достижения «истинной жизни» человечество должно пройти путь от природного состояния к духовному. • Смысл истории состоит в постепенном одухотворении, нравственном совершенствовании человечества посредством усвоения и осущ-ия им христианских начал, одухотворения природной стихии божественным логосом. В центре всемирной истории находится Христос. Если началом истории является становление «абсолютного всеединства» в хаосе бытия, то ее конец – в создании царства Божьего на земле. Здесь достигается полнота человеческой жизни и замыкается круг развития, происходит соединение человека с абсолютным началом – Богом. • В этической концепции Соловьева первоосновами нравственности выступают стыд, жалость (сострадание) и благоговение. Предметом нравственной философии является понятие добра как правды. Смысл жизни – в служении добру, в его «историческом делании» и оправдании. С. выступал за уважение «нравственного достоинства личности», за неотъемлемое право каждого человека на собственное развитие «своих положительных сил». Идеал совершенного добра дает только христианство, оно указывает человеку его абсолютную задачу. Соловьев считал, что целью христианской политики д/быть уничтожение экономического рабства и эксплуатации человека человеком, достижение справедливой организации труда и распределения и т.п. • В эстетике исключительным предметом искусства С. видел красоту – это добро и в то же время истина, чувственно воплощенная в материальном бытии. Всеединство, к-ое выступает в сфере нравственной как добро, проявляется в чувственных формах внешней действит-ти как прекрасное. 2
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.