29 мар. 2012 г.

Философия Н.А. Бердяева.

Центральным пунктом философского творчества ряда оказавшихся в эмиграции русских философов стало понятие «Русская идея», выдвинутое еще Соловьевым. По Бердяеву оно включает в себя особ-ти русского средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы зарождения и развития русского социализма, нравственные искания русской классической лит-ры, русский религиозный Ренессанс нач.20в., культурно-этнические особ-ти русской нации и многое другое. Выступил не только против идей евразийства, но и против представлений Вл. Соловьева о том, что судьбы России неразрывно связаны с идеями христианства. По его мнению, рус.философская мысль 19–20в. выработала самобытную национальную концепцию к-ры, к-ая отражает в полной мере хар-ер и призвание русского народа. По Бердяеву, рус. философия убедительно показала, что русская и европейская к-ры несопоставимы, не несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойственны радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это св-во русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения. При всей фрагментарности и субъективности философии Бердяева (1874–1948) в ней м/выделить ведущие темы: - моральная тема, главная из всех; - проблема сущности и существования человека; - историческая, социальная тема. • Главная из тем, явл. проблема нравственной природы человека. своеобразие этической концепции Б. состоит в том, что моральный з-н для него не статичен, а динамичен.. постижение людьми божественного з-на является длительным процессом, в к-ом разные виды морали сменяют друг друга, развиваясь от низших ее ступеней к высшим. Б. выделяет три ее основные формы: -Этика закона – древнейший ее вид, свод опр-ых запретов, табу, она держится на страхе, насилии. -Этика искупления – более высокая ступень развития морали – в ней с особой силой проявляется благодатная сила Бога, она наполнена терпимостью, любовью. -Этика творчества – высшая ступень развития морали – достигая в процессе самопознания этого высшего уровня нравственного развития, человек-творец уподобляется Богу, забывает о себе, преодолевает эгоизм. По Б., именно в творчестве человек становится соучастником сотворения мира, «меньшим братом Божьим». Своеобразие бердяевского подхода состоит в том, что нравственное возвышение людей по его мнению, не может быть делом одиночек, а достигается только путем преодоления изолированности людей друг от друга. Этические проблемы занимают особое место в творчестве Б.. поэтому его философию наз. философией панморализма. • Тема человека. По мнению Б., чел является абсолютным центром всего бытия. Идее личности должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Рассматривая человеч-ую личность в качестве высшей ценности, Б. считал свою философию антропоцентристской, или персоналистской. Его также относят к числу ведущих представителей одного из основных направлений в современной западной философии – экзистенциализма, или философии человеч-ого существования. • Историософия. Исторический процесс для него – сфера иррационального, непостижимого, зачатого в недрах первичного хаоса, изначального небытия. Во всей всемирной истории наиболее позитивно оценивает период Средневековья. Истоки кризиса современной цив-ции состоят в том, что человечество отвернулось от Бога ради мечты о величии человека. Выход из него – возврат на новый, высший уровень к «вечной правде христианства». 29. Философия С. Булгакова. Мир, согласно учению Булгакова, представляет собой такое творение, основой к-ого является особое, идеальное, божественное начало, именуемое Святой Софией. Поэтому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а позитивного отношения. Божественной является не только потусторонняя, но и земная жизнь. Отличительная черта концепции Б. – всестороннее развитие той составляющей философии всеединства, к-ая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бытия. Основная черта его учений – стремление утвердить идею совершенства, красоты, божественности природы и человека.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.