31 мар. 2012 г.

Экологическая оценка размещения производственных сил и перспективы развития свободных экономических зон Дальнего Востока

В районе Дальнего Востока обострены экологические про¬блемы. В связи с очаговым характером расселения и нагрузкой на окружающую среду создается ситуация, которая приводит к локальным нарушениям природной среды. В связи с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, осо¬бенно в Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная дея¬тельность, транспорт ведут к уничтожению оленьих пастбищ, уменьшают их продуктивность, что влияет на жизнеобитание народов Севера. В приморских районах экологическую обста¬новку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и хищническая добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее время Дальневосточное отделение Академии наук России разработало долговременную программу охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и зем¬летрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объек¬тах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства. Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа. Дальневосточный экономический район имеет большие перспективы для активизации деловых связей с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе с такими странами, как Япония, США, Австралия, Новая Зелан¬дия, Китай. Он обладает благоприятными условиями для формиро¬вания на своей территории совместных предприятий различ¬ного типа и свободных экономических зон. Наиболее крупные из них — СЭЗ "Находка" и "Сахалин". Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубеж¬ными странами для обеспечения социально-экономического раз¬вития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для развития трансконтинентального транзита. Территория СЭЗ "Находка" располагается в административ¬ных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положе¬ние и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупней¬ших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также глав¬ный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь транскон¬тинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упро¬щенный порядок осуществления экспортно-импортных опера¬ций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвести¬циями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме това¬ров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет об¬разующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — административный комитет. СЭЗ "Находка" будет специализироваться на рыбной промышленности, судостроении и ремонте судов, производстве холодильного оборудования для морского и наземного транспорта, на производстве продукции электронной, приборостроитель¬ной, легкой промышленности, продукции медико-фармаколо¬гического производства, производстве продукции на базе био¬ресурсов океана и местной флоры, стройиндустрии, международном туризме, а также развитии транспортно-складского хо¬зяйства и отраслей агропромышленного комплекса. Для обеспечения функционирования СЭЗ предусматривает¬ся проведение мероприятий по развитию строительной индуст¬рии, жилищно-коммунального хозяйства и объектов социаль¬ной сферы, созданию дополнительных мощностей энерго- и теплоснабжения, реконструкции и увеличению пропускной способности грузовых железнодорожных станций Находка и Находка-Восточная. Необходимо решить вопрос о передаче во¬енного аэродрома в районе г. Находки для гражданского ис¬пользования. Предполагается создание в Находке валютной биржи, центра международной торговли, представительства МИД, биржи труда. Намечено строительство крупных складов, которые будут сдаваться в аренду иностранным фирмам для временного хранения товаров и поставок их в третьи страны. Свободной экономической зоной "Сахалин "является терри¬тория в административных границах Сахалинской области вме¬сте с включенными в нее районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в администра¬тивных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов. В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, специальный государственный орган управления — администрация СЭЗ "Сахалин". В целях рационального хозяйственного использова¬ния природных ресурсов в СЭЗ действует Государственная ин¬вестиционная корпорация по освоению природных ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и лицензии на использование природных ресурсов. Для расши¬рения банковского обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства, содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств в СЭЗ соз¬дается специальный коммерческий банк регионального разви¬тия (Банк развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других природных ресурсов регулируются администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответст¬вии с законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание предприятий с иностранными инвести¬циями в банковской и страховой сферах. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на террито¬рии зоны, осуществляется на основе лицензий. Местные орга¬ны власти Сахалинской области в соответствии с действующим законодательством разрешают предприятиям с иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли, рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а так¬же зданий и сооружений. Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и иностранном туризме, гостиничном хозяйстве. В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельно использо¬вать производимую ими продукцию, в том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены от обязательной продажи на внутреннем-валютном рынке валютной выручки от реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории соответствующих районов Куриль¬ских островов. Здесь предусматривается строительство и реконст¬рукция аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развитие морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений. Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и морепродуктов.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.