31 мар. 2012 г.
Home »
» Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района
Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района
Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны с освоением новых природных ресурсов и дальнейшим формированием Юж¬но-Якутского территориально-производственного комплекса.
В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная ме¬таллургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железо¬рудных месторождений этого же района.
Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский ком¬плекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других по¬лезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения. Энергетическая база нового комплекса усилится за счет строительства тепловой электростанции. Возникнут отрасли машиностроения — произ¬водство дорожных машин, будет создана мощная ремонтная ба¬за. На основе использования богатейших лесных ресурсов нач¬нут развиваться лесная и лесохимическая промышленность.
В районе г. Комсомольска-на-Амуре намечается создание мощного химического комплекса на базе западно-сибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.
На северо-западе от Комсомольска-на-Амуре находятся крупные месторождения олова — Буржальское и Комсомольское и уже рабо¬тает комбинат, который в дальнейшем может быть расширен.
На восточном участке трассы БАМа формируется Совгаванский ТПК. Советская Гавань превратится в мощный транспортный узел Дальнего Востока. Идет реконструкция порта, введена паромная пе¬реправа на Сахалин через Татарский пролив Ванино — Холмск. Рас¬тет судоремонтная и рыбоперерабатывающая промышленность.
В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной тайги. Планируется заготовку древеси¬ны довести до 6 млн. куб. м. (особенно ели, пихты). Новое строитель¬ство в районе Дальнего Востока потребует развития мощной строи¬тельной базы. Предусмотрено сооружение ряда новых цементных заводов и других объектов строительной индустрии.
В настоящее время продолжает развиваться Южно-Якутский ТПК: построены мощный угольный разрез, обогатительная фабри¬ка, Нерюнгринская ГРЭС. Южно-Якутский ТПК формируется на базе сочетания высококачественных углей и железных руд. В бас¬сейне р. Алдан, к северу от Станового хребта (в 80—100 км) и неда¬леко от южно-якутских высококачественных железных руд, нахо¬дится Южно-Якутский каменноугольный бассейн. Угли отличаются высоким качеством и пригодны для коксования. Здесь разведаны Чульмаканское, Нерюнгринское и другие месторождения. Мощ¬ность пласта на Нерюнгринском месторождении превышает 50 м. На Чульмаканском месторождении пласты угля имеют горизон¬тальное простирание. В Южно-Якутском бассейне введена в экс¬плуатацию шахта производительностью 6 млн. т угля в год.
Вблизи угольного бассейна находятся Алданский железоруд¬ный бассейн с содержанием железа в руде до 42%. Наиболее изученными являются месторождения Таежное, Пионерское, Сиваглинское, запасы которых составляют 2,5 млрд. т.
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать в перспективе крупную базу для черной металлургии на Дальнем Востоке.
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса выявлены значительные месторождения апатитов, большие залежи слюды, корунда, сланцев и других полезных ископаемых.
Выход якутским углям на БАМ и к Транссибирской магист¬рали дает железная дорога БАМ — Тында и ее продолжение от Тынды на Беркакит. Высококачественные коксующиеся угли Южно-Якутского бассейна в значительной своей части будут поступать в южные районы Дальнего Востока на металлургиче¬ские заводы и на экспорт в Японию. Их вывоз в Японию пойдет через крупный порт — Восточный.
Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приори¬тетная инвестиционная программа для региона и привлечение ино¬странных инвестиций, в первую очередь соседних государств — Япо¬нии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государст¬венной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов. Будут создаваться совместные предприятия. Создана сво¬бодная экономическая зона «Находка», которая успешно развивается и приносит региону немалые дивиденды.
Первоочередной экономической задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод теп¬ловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей. В недалекой пер¬спективе эта проблема будет решена за счет строительства маги¬стрального газопровода от Ковыктинского месторождения газа в Иркутской области на Дальний Восток и в соседние государства — Китай, Японию
Наиболее перспективным направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион. Сто¬ят задачи дальнейшего развития рыночных отношений, создания рыночной инфраструктуры, переориентации экономики на по¬требности населения, развития свободных экономических зон, решения экологических и демографических проблем и расшире¬ния транспортно-экономических связей с другими регионами и зарубежными странами. Приоритетной задачей в регионе долж¬на стать задача всемерного развития малого бизнеса, совместных предприятий с совместными странами.
15 апреля 1996 г. Правительство РФ утвердило Федеральную целевую программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. Государственными заказчиками Программы были Минэкономики (координатор), Минтруд, Госкомпром, МВЭС, голов¬ным разработчиком - Совет по размещению производительных сил и эко¬номическому сотрудничеству (СОПСиЭС).
Программа предусматривает три этапа, отражающие изменения при¬оритетов, внутренних и внешних условий: первый (1996-1997 гг.) - осуще¬ствление неотложных мер по выходу из кризиса; второй (1998-2000гг.) - экономическая и социальная стабилизация; третий (2001-2005 гг.) - концен¬трация усилий на задачах структурной перестройки и обеспечения устойчи¬вого развития. Она включает основные подпрограммы: комплекс первооче¬редных мер государственной поддержки (его реализация составляет содер¬жание первого этапа Программы); структурная перестройка экономики; со¬действие занятости и стабилизации населения; экономическое сотрудниче¬ство со странами АТР.
В составе первоочередных мер по стабилизации социально-эконо¬мического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная под¬держка предприятий топливно-энергетического комплекса должна соче¬таться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию. Для сниже¬ния транспортных затрат, особенно при осуществлении экономических свя¬зей с центральными регионами, планируется расширить применение льгот¬ных тарифов на дальние расстояния и перевозки в порожних направлениях, рационализировать транспортные схемы обеспечения региона с учетом возможностей импорта из стран АТР. Предусмотрены меры по ликвидации последствий стихийных бедствий, происшедших в последние годы на Са¬халине, Курильских островах, Камчатке, в Приморском и Хабаровском кра¬ях, а также намечено приступить к решению долгосрочных задач по со¬зданию необходимой научной и материально-технической базы для предупреждения стихийных бедствий и ликвидации их последствий.
На первом этапе должна быть ликвидирована основная часть просро¬ченной задолженности, урегулированы взаимоотношения между федераль¬ным и региональными бюджетами, решены другие злободневные вопросы финансово-экономических отношений.
Структурная перестройка экономики. В программе систематизиро¬ваны прогнозы развития отраслей экономики и возможности улучшения структуры производства с учетом изменения регионального, национального и мирового рынков. Хотя основная специализация Дальнего Востока и За¬байкалья остается прежней - добыча и переработка минерального сырья, лесопромышленный и рыбохозяйственный комплексы - внутри этих отрас¬левых комплексов будут происходить качественные перемены: преимуще¬ственно будет увеличиваться производство продукции с глубокой перера¬боткой природного сырья, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках.
В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сы¬рьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Начнется ос¬воение Удоканского месторождения медной руды, будут создаваться новые и реконструироваться действующие мощности по выплавке олова, свинца и цинка.
Основное направление развития лесопромышленного комплекса - уве¬личение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины. Не предусматривается восстановление максимальных объемов лесозаготовок (уровень 1989 г.), учитывая тенденции внутреннего спроса, изменения мировой ко¬нъюнктуры и необходимость рационализации лесопользования.
Подпрограмма "Рыбохозяйственный комплекс" предполагает увеличе¬ние улова рыбы и добычи морепродуктов в 2000 г. до 3,5 млн. т и в 2005 г. - до 3,8 млн. т. Должен существенно возрасти нерыбный промысел, в первую очередь кальмаров и других моллюсков, ракообразных, а также марикультуры. Планируется выделение средств на приобретение судов, содержание научно-исследовательского и аварийно-спасательного флота, намечается реконструкция и техническое перевооружение обрабатывающих пред¬приятий для выпуска продукции, пользующейся устойчивым спросом.
Главное изменение в топливно-энергетическом комплексе - это освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе о. Сахалин и в Якутии. В 2005 г. добыча газа составит 22 млрд. м3 (из них 10 млрд. м3 - на экс¬порт), нефти - 20,8 млн. т, что позволит удовлетворить потребности региона в нефтепродуктах на 50 - 60% (в настоящее время - 7 - 8%). Добыча угля может возрасти до 85 млн. т, что почти полностью обеспечит потребности региона в твердом топливе. В электроэнергетике предусматривается ввести на полную мощность Бурейскую ГЭС, увеличить выработку электроэнергии в 2005 г. до 70,7 млрд. кВт. ч.
Основные структурные изменения в машиностроении - организация производства оборудования для отраслей специализации, развитие станко¬строения, приборостроения, электротехники, главным образом путем пере¬специализации действующих оборонных предприятий. В Программу вклю¬чены конверсионные программы по 22 предприятиям. Будут создаваться малые предприятия по производству наукоемкой продукции, а также заво¬ды по сборке продукции на базе комплектующих изделий, импортируемых из стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Предусматривается выпуск авиационной техники гражданского назначения с использованием двойных технологий.
Ставится задача преодолеть спад сельскохозяйственного производства на основе улучшения его специализации с учетом природных условий. Обосновывается увеличение производства зерна до 3,2 млн. т, сои - до 600 тыс. т, полное обеспечение потребности макрорегиона в картофеле и на 70% - в овощах.
Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструк¬туры включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой желез¬нодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формиро¬вание опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чи¬та - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск
Содействие занятости и социальная защита населения. Программа включает мероприятия по обеспечению высокодоходной занятости, закреп¬лению населения, поддержанию достойного уровня жизни с учетом услож¬ненных условий жизнедеятельности. Должна быть усовершенствована сис¬тема региональных социальных компенсаций.
Расходы на выплату по районным коэффициентам, надбавкам за стаж, северным льготам и повышенные затраты на транспорт и содержание жилищно-коммунальной сферы предлагается компенсировать государствен¬ным предприятиям - в форме субсидий из федерального бюджета, а пред¬приятиям и организациям частной и смешанной форм собственности - в форме налоговых льгот. Отток части населения из районов Крайнего Севе¬ра неизбежен, но в Программе предусмотрены мероприятия по упорядоче¬нию этого процесса, которые позволят максимально сократить экономиче¬ские и психологические потери за счет организованного содействия пересе¬лению в основном в южные районы Дальнего Востока. Природные ресурсы северных территорий должны осваиваться параллельно с созданием в юж¬ной зоне тыловых баз и постоянного жилья для работающих на северных предприятиях вахтовым методом.
Активизация экономического сотрудничества со странами АТР. Для увеличения экспортного потенциала региона, стимулирования иностранных инвестиций и создания благоприятных условий для иностранных предпринимателей предполагается ввести особый порядок экспорта для предприятий региона, налоговые льготы, компенсирующие неблагоприятные условия предпринимательства, систему гарантии и снижения риска для иностранных инвесторов. Для этого потребуются соответствующие из¬менения в российском и местных законодательствах, усовершенствование механизмов соглашений о разделе продукции, залога месторождений при¬родных ресурсов, формирования свободных экономических зон и т. п. Ста¬вится вопрос о создании международного Дальневосточного банка реконст¬рукции и развития.
Первоочередными объектами привлечения иностранных инвестиций на Дальнем Востоке являются: освоение нефтегазовых месторождений на Са¬халине и в Якутии, участие в разработке месторождений алмазов в Якутии, золота на Камчатке, олова в Хабаровском и Приморском краях, освоение лесных ресурсов Хабаровского края, рыбных ресурсов восточных морей, рекреационных - на Камчатке, сооружение транспортно-складских и порто¬вых комплексов в Находке, на р. Амур и побережье Татарского пролива, строительство мостов через р. Амур у Хабаровска и Благовещенска, а также различные формы свободных экономических зон, технопарки и технополисы.
Для активизации внешнеторговой деятельности необходимо законода¬тельно решить вопросы о придании особого статуса приграничным терри¬ториям, использовании субъектами Федерации на свои нужды части сумм таможенных пошлин
Главный вопрос, который неизменно вставал на всех стадиях рассмот¬рения проекта Программы и который останется таковым на всех этапах ее выполнения, - где взять средства на осуществление Программы, учитывая труднейшую финансовую ситуацию в стране?
Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию Программы - 371 трлн. руб. (в ценах 1995 г.) - на первый взгляд кажется фантастиче¬ской. Но в среднем на год (реально, начиная с 1997 г.) - это 41 трлн., или менее 8 млрд. долл. И это на 40% территории всей России! А главное, до¬полнительные средства на Программу составляют лишь 114 трлн. руб.; ос¬тальные 257 трлн. руб. (т.е. 69%) - это затраты на осуществление других уже принятых федеральных программ на территории Дальнего Востока и Забайкалья. При этом дополнительная сумма в меньшей степени ложится на федеральный бюджет (не более 20 - 30%), а большую часть должны со¬ставить средства бюджетов регионов, инвестиционные фонды министерств и ведомств, собственные средства предприятий, средства залоговых фон¬дов, иностранные инвестиции. Кроме прямого финансирования из феде¬рального бюджета государственная поддержка должна оказываться в виде государственных гарантий кредитов отечественных и зарубежных банков, предоставленных на наиболее эффективные инвестиционные проекты, включенные в Программу. Таким образом, в принципе сама Программа должна рассматриваться как "государственная гарантия" для привлечения финансовых ресурсов.
Программа включает и механизмы реализации, в том числе систему управления. Представления о структуре управления несколько изменились после утверждения Программы. Теперь ее высшим органом является Пра¬вительственная комиссия, формируемая на паритетных началах из пред¬ставителей федеральных органов и глав администраций территорий Даль¬него Востока и Забайкалья. Главным исполнительным органом станет Ди¬рекция Программы. Для управления финансами Программы будет создан Фонд реконструкции и развития Дальнего Востока и Забайкалья, основ¬ными задачами которого являются аккумуляция финансовых средств из государственных федеральных и региональных источников, привлечение частного отечественного и иностранного капиталов, обоснование предос¬тавления государственных гарантий для реализации проектов, имеющих первостепенную важность, и т.д. Основную долю в капитале Фонда будут иметь государство и местные органы управления.
но решать сложные проблемы научного и методического характера, возни¬кавшие в ходе разработки, модернизируя многие первоначальные замыслы. Не все проблемы удавалось проработать достаточно глубоко, остались не¬которые нестыковки, неопределенности количественных оценок. По¬нимая неизбежность такого рода недостатков, разработчики предусмотрели механизм их устранения уже в ходе реализации. С этой целью введен спе¬циальный раздел "Дальнейшее развитие Программы".
0 коммент.:
Отправить комментарий