27 мар. 2012 г.

Этапы формирования финансов в процессе их развития

На протяжении всей первой половины XIX в. государственные финансы крепостнической России находились в состоянии глу¬бокого упадка. Полная неупорядоченность бюджетно-сметного дела, казнокрадство и бесконтрольность в расходовании госу¬дарственных средств, хроническая дефицитность бюджета, все убыстрявшийся рост государственного долга и прогрессиро¬вавшее расстройство денежной системы таковы были черты, характеризовавшие положение финансов страны. Уже к началу XIX в. финансовое хозяйство России оказалось в крайне тяжелом состоянии. Дорогостоящие войны, расши¬рение бюрократического административного аппарата империи, пышная роскошь екатерининского двора и фаворитизм требо¬вали огромных финансовых затрат, непосильных для народа, и без того нищего и разоряемого помещиками-крепостниками. По некоторым подсчетам, за 34 года царствования Екатерины II расходы на внутреннее управление увеличились в 5,8 раза, на армию - в 2,6 раза, содержание двора - 5,3 раза [28, c.45]. Общая же сумма расходов за указанный период повысилась в 4,3 раза, в то время как население выросло менее чем в 2 раза [23, c.56]. Несмотря на то, что на протяжении второй половины XVIII в. значительно увеличилась тяжесть податного обложения, цар¬ское правительство, впервые в истории страны, с 1769 г. стало также на путь выпуска бумажных денег (ассигнаций) и заклю¬чения займов за границей. За период с 1769 по 1800 г. количество бумажных ассигнаций, находившихся в обращении, увели¬чилось с 2 600 тыс. до 212 млн. руб. Цена ассигнационного рубля к началу XIX в. снизилась до 66 копеек серебром. Кроме того, внутренний и внешний долг России к этому времени соста¬вил 133 млн. руб. [27, c.76]. Если учесть, что годовой бюджет государ¬ства составлял всего около 100 млн. руб., то станет ясно, какое тяжелое финансовое наследие оставило после себя царствова¬ние Екатерины II. Огромный государственный долг, расстроенное денежное об¬ращение, хронические бюджетные дефициты и полная неупо¬рядоченность бюджетно-сметного дела - вот финансовые результаты екатерининского царствования. Эта картина финан¬сового упадка дополнялась полной бесконтрольностью в расхо¬довании государственных средств, хищничеством и казнокрад¬ством чиновников всех рангов и степеней. В 1796 г. Александр I писал графу Кочубею: "... в наших делах господствует неимо¬верный беспорядок, грабят со всех сторон". Первое пятидесятилетие XIX в. не внесло никаких суще¬ственно новых черт и в финансовую политику самодержавной России. Правящим кругам не только не удалось оздоровить государственные финансы и создать рациональную бюджетную систему, но и предотвратить их дальнейшее ухудшение. Важ¬нейшая причина прогрессировавшего упадка бюджетного хозяй¬ства заключалась в том, что социальные основы финансовой политики самодержавия находились в полном противоречии с требованиями экономического развития страны. В течение первого десятилетия XIX в. состояние государ¬ственных финансов России стало еще более напряженным. Рос¬ла государственная задолженность, наблюдалось дальнейшее падение курса ассигнаций. В этот период постоянно существо¬вал разрыв между утвержденной бюджетной росписью и дей¬ствительно произведенными расходами. С 1801 по 1809 г. было израсходовано сверх сметы 390 млн. руб. Общий дефицит за данный отрезок времени составил свыше 442 млн. руб. [26, c.65]. Таким образом, среднегодовой дефицит за девять лет выразился почти в 50 млн. руб. Если сопоставить эту цифру с общим размером государственного бюджета, то окажется, что расходы ежегодно в среднем на одну треть превышали государственные доходы. Источниками покрытия бюджетных дефицитов был выпуск ассигнаций и "позаимствования" средств у казенных кредитных учреждений. Дефициты первого десятилетия XIX в. в значительной сте¬пени были связаны с войнами. Только за три года (1807-1809) дефицит составил 328 млн. руб. Но, помимо этих непредвиден¬ных расходов, отдельные ведомства значительно превышали свои расходы по сравнению с утвержденными сметами. Даже в мирные годы сверхсметные затраты достигали огромных сумм. Существовавшие сметные правила носили весьма условный и неопределенный характер. Созданные в 1802 г. в России восемь министерств должны были в октябре представлять министерству финансов свои сметы на будущий год. Все ведомственные сметы сводились министерством финансов в единую роспись, а затем рас¬сматривались в комитете министров и представлялись царю на утверждение. Однако ведомственные сметы составлялись без необходимого обоснования и в большинстве случаев носили огульный характер.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.