21 мар. 2012 г.

Основные функции Сбербанка России; их взаимосвязь с целями, задачами, структурой управления.

Рассмотрим на практике, как осуществляются основные функции менеджмента на данном предприятии: ➢ Планирование и экономическое прогнозирование. Как я говорила, когда рассказывала о функциях управления, планирование раскрывается через стратегию предприятия, цели, задачи, ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Определим, как Банк раскрывается на трех типах планирования. • Стратегическое планирование (высший уровень) в Сберегательном банке, как я уже говорила, раскрывается через стратегию Сбербанка РФ. Главным документом, определяющим действия организации, является «Концепция развития Сбербанка России», в которой выведены все действия по работе в долгосрочном периоде. Стратегия банка в ближайшее время будет направлена на два важных фактора: - Оптимизацию затрат. Эта задача реализуется, прежде всего, в сфере развития филиальной сети, внедрения современных технологий и новых подходов к организации сбыта розничных продуктов. Оптимизация филиальной сети — вопрос для банка очень непростой, так как необходимо совместить экономические интересы с задачей сохранения доступности банковских услуг для большинства населения. Осуществляется внедрение новых технологий, нацеленное на оптимизацию издержек и использование эффекта масштаба за счет тиражирования технологических решений во все региональные подразделения. Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры телекоммуникаций: от применения высокоскоростных оптоволоконных и проводных каналов связи до спутниковой системы. Внедряются современные решения для массового зачисления средств на счета получателей — уникальные для российского розничного рынка. - Индивидуализацию обслуживания. Рост доходов населения и социальное расслоение формируют дифференцированные требования к банковским услугам. Клиенты с высоким и даже средним уровнем дохода уже не удовлетворяется массовыми продуктами. Все большее значение приобретают факторы комфортности и престижа. В связи с этим одной из задач Сбербанка является создание современной системы обслуживания VIP-клиентов, основанной на реализации принципов ориентированности, технологичности и оперативности. Она предусматривает организацию обслуживания VIP-клиентов, физических и юридических лиц на основе института персональных менеджеров. В каждом случае разрабатываются индивидуальные программы обслуживания, формируются пакеты банковских продуктов, особое внимание уделяется применению информационных технологий и современных средств коммуникации. Для создания максимально комфортных условий уже существуют и продолжают создаваться специальные зоны VIP-обслуживания. • Тактическое планирование (средний уровень). Здесь необходимо определить и выполнить промежуточные цели и задачи Банка до достижения самой стратегии. Само понятие цель, в широком смысле означает, мотив деятельности организации, направление деловой активности членов организации, а понятие задачи - предписанная работа или часть ее, которое должно быть выполнено заранее установленным способом в оговоренные сроки. На период до 2012 года Банк попытается осуществить две важнейших цели: обеспечить рост инвестиционной привлекательности и сохранить лидерство на российском рынке финансовых услуг путем модернизации управленческих и технологических процессов. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: • Рост объема продаж и доходов Банка за счет совершенствования системы взаимодействия с клиентами. • Развитие банковских технологий и альтернативных каналов продаж, повышение производительности труда. • Увеличение доступности банковских услуг. • Сохранение контроля над издержками за счет снижения себестоимости операций и оптимизации штатной численности сотрудников. Решение поставленных задач перед Банком, предполагает привлечение новых технологических средств оборудования и модернизацию банковской системы. • Оперативное планирование (низший уровень). Это, как говорилось ранее, основа планирования. Оперативное планирование в банке реализовывается в экономическом отделе, где в течение года осуществляется планирование на следующий период учитывая: текущую информация, данные за прошлые периоды, планы партнеров банка. В системе Банка оно раскрывается через стандарты деятельности, описание работ, ресурсы, которые помогают осуществить цели, поставленные на высших уровнях. Стандарты деятельности подробно описаны в должностных инструкциях, где четко сказано, что должен выполнять каждый сотрудник. Ресурсы - средства, с помощью которых организация будет осуществлять поставленные перед собой цели. Ресурсы Банка делятся на : • Материальные - автоматизированные ресурсы, инфраструктура телекоммуникаций, системы связей, здания, оборудования, филиалы. • Финансовые - активы, пассивы, денежные вклады, ценные бумаги, валюта, акции. • Трудовые – работники, персонал. Банк рассматривает развитие кадрового потенциала как основное условие для выполнения поставленных стратегических задач. Интенсификация труда банковских работников, массовое освоение новых продуктов и технологий, расширение полномочий и ответственности специалистов и руководителей среднего звена требуют постановки новых целей и приоритетов системы управления персоналом. Главной задачей кадровой политики Банка на ближайшие годы будет дальнейшее повышение квалификации персонала Банка, создание коллективов профессионалов, способных обеспечить решение задач стратегического развития Банка. В качестве приоритетных направлений кадровой политики Банк видит повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров, совершенствование системы мотивации персонала, развитие корпоративной культуры. ➢ Организация. Чтобы планы были реализованы, руководство должно найти эффективный способ их сочетания, то есть с оптимальным результатом. На организацию Банка влияет ряд факторов, внешних и внутренних. • Внешние факторы воздействия: • Экономические и политические факторы. Меры, предпринимаемые Правительством Российской Федерации и Банком России по повышению доходов бюджета, улучшению сбора налогов, росту золотовалютных резервов страны, способствуют замедлению инфляционных процессов. Снижение инфляции в сочетании с высокой потребностью отечественной промышленности в инвестициях дает Сбербанку России беспрецедентные возможности для увеличения объемов кредитования реального сектора российской экономики. Традиционная политическая нейтральность, доверие общества, открытость в работе Банка в сочетании с государственным контролем за деятельностью Банка создают хорошую основу для расширения взаимодействия с Правительством, органами власти на местах, участия в обслуживании государственных программ и бюджетных потоков. • Социальные факторы. Низкий уровень платежеспособности населения требует от Банка постоянного поиска новых методов банковского обслуживания, позволяющих снизить нерациональные операционные затраты при условии сохранения возможности каждого гражданина получить необходимые банковские услуги. • Правовые аспекты деятельности Банка. Сбербанк России действует в едином правовом поле с другими коммерческими банками и вынужден учитывать высокий правовой риск в текущей работе. • Информационные технологии и кадры. Бурное развитие информационных технологий принципиально меняет условия оказания банковских услуг во всем мире. Все большее количество банков открывает возможности по управлению счетами и проведению операций с использованием Интернет - технологий. Развитие новых направлений банковской деятельности проходит столь быстро, что опоздание с принятием решения может привести к потере значительной части бизнеса Банка. • Соперничество с другими банками. В настоящий момент спрос на высококачественные банковские продукты существенно превышает предложение, и Банк имеет уникальную возможность расширения объемов и спектра предоставляемых услуг. • Внутренние факторы: • Привлечение средств. Основной объем привлеченных средств по-прежнему составляют вклады населения. • Размещение средств. Сбербанк России активно работает практически во всех секторах российского финансового рынка. • Оказание услуг. Банк оказывает свои услуги всем гражданам, как физическим, так и юридическим. • Филиальная сеть. Наличие филиалов Банка по всей территории России, расположенных в различных экономических регионах и часовых поясах, позволяет эффективно маневрировать ресурсами. • Банковские технологии. Банк обладает технической вооруженностью, позволяющей ему успешно решать задачи сегодняшнего дня. • Управление персоналом и материально-техническая база. Банк ведет масштабную кадровую политику, вводит систему стимулирования, проводит обучение новых работников. Материально-техническая база Банка всегда должна совершенствоваться, не стоять на месте. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач, чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и задачам грамотно построенная организационная структура. Для Банка характерна именно линейно - функциональная структура управления, так как в структуре управления происходит двойное соподчинение. С одной стороны, в каждом филиале сотрудники подчиняются линейному руководителю - заведующей филиалом, но с другой стороны на деятельность филиала влияют функциональные руководители (начальники, директора управлений), поэтому в Банке двойное соподчинение, то есть две ветви управления. Если рассматривать организационную структуру Сберегательного Банка, то ее можно представить следующим образом. Органами управления Сберегательного банка РФ являются: Общее собрание акционеров, Совет банка и Совет директоров банка. Высший орган управления Сбербанка РФ – Общее годовое собрание акционеров; проводится один раз в год. Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования, план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка. Совет банка - высший орган управления в период между общими собраниями акционеров. Совет директоров банка утверждается Советом банка по представлению Президента Совета банка, который состоит из первого и четырех вице-президентов и 15 членов Совета директоров банка. Совет директоров - исполнительный орган банка, то есть интересы Сбербанка представляет Президент, выбранный Советом Банка. Основные вопросы, решаемые Советом директоров – корректировка стратегии развития банка, контроль за деятельностью исполнительных органов. В структуре Банка также существуют специальные службы, которые помогают руководителям решать организационные вопросы, то есть носят вспомогательную функцию. К этим службам относятся: юридическая служба, психологическая служба, сектор социологических исследований, сектор делопроизводства, маркетинговая служба. Так на сегодняшний день уже не возможно представить любую крупную фирму без этих служб, так как существует огромное количество специфических ситуаций, на устранение и доработку которых должна быть направлена их работа. Президент Сбербанка, выбранный Советом Банка, осуществляет контроль над директорами, которые отвечают за работу своих управлений. В структуре Банка существуют следующие управления: • управление бухгалтерского учета и отчетности, которое обеспечивает контроль за использованием собственных и привлеченных ресурсов и управление ими, контроль за наличием и движением имущества банка и прочих материальных ценностей. • территориальный расчетный центр, задачей которого является ведение счетов отделений и обеспечение проведения расчетных операций. • экономическое управление, выполняющее функции систематизации и обобщения экономической информации в целом по территориальному банку, анализа экономических нормативов деятельности банка, анализа финансово-хозяйственной деятельности, выявляет причины, влияющие на прибыль, и разрабатывает предложения по ее увеличению, изучает эффективность совершаемых операций и оказываемых услуг; • управление кредитования, собирает и обобщает информацию о выданных кредитах в целом по территориальному банку, готовит представление и осуществляет выдачу кредитов по решению Кредитного комитета, контролирует использование и возврат кредитов; • контрольно-ревизионное управление, осуществляет внутренний контроль за деятельностью других подразделений банка, путем проведения документарных ревизий; • юридическое управление, обеспечивает правовое обеспечение деятельности банка в целом и каждого отдельного подразделения; • управление вкладов и расчетов, проводит аналитическую работу по сбору, обобщению, систематизации и координации работы по обслуживанию клиентов банка, как юридических, так и физических лиц; • управление ценных бумаг и инвестиций, проводит методологическую работу, осуществляет сбор и анализ информации по осуществляемым операциям, непосредственно проводит операции по покупке, продаже, хранению ценных бумаг; • валютное управление, собирает, систематизирует и организует работу по операциям с иностранной валютой, осуществляет методологическую работу; • управление информатики и автоматизации банковских работ, проводит работы по обеспечению средствами связи, автоматизации, электронно-вычислительной техникой, организует работу по программному обеспечению и расчетам по банковским операциям, внедрению новых технологий и услуг с использованием средств вычислительной техники; • управление безопасности, обеспечивает внутреннюю, информационную и общую безопасность деятельности банка; • управление инкассации и кассового хозяйства, занимается сбором, доставкой и сопровождением денежных средств при перемещении их между различными подразделениями банка и вне банковских подразделений, осуществляет сбор и систематизацию информации о движении денежных средств в целом по банку, ведет методологическую работу; • управление развития материально-технической базы, отвечает за материальную базу предприятия; • управление по работе с персоналом и организационно-административным вопросам, решает все организационные вопросы, связанные с персоналом; • операционное управление, выполняет функции по предоставлению реальных банковских услуг юридическим и физическим лицам, в то же время является базовым для осуществления функций большинства ранее рассмотренных управлений и отработки методологии проведения банковских операций в системе Сбербанка. Директора данных управлений, в свою очередь, совершают функциональное руководство над всеми структурными подразделениями Банка (филиалами). Руководителем филиала является его заведующий, который имеет своего заместителя, и осуществляет линейное управление над своими подчиненными (кассирами, старшими кассирами, валютными работниками). ➢ Мотивация и стимулирование. Развитие кадрового потенциала Банк рассматривает как одну из основ своего долговременного, устойчивого развития. Совершенствование и укрепление корпоративной культуры в Банке направлено на создание у каждого сотрудника чувства сопричастности к выполнению миссии Банка, стратегических задач, стоящих перед ним. Повышение ответственности и самостоятельности на основе внедрения стандартов профессиональной подготовки Банк рассматривает как существенный фактор мотивации персонала. Банк стремится создавать условия, позволяющие каждому сотруднику развивать и применять свои творческие способности, повышать уровень профессиональной подготовки. С целью закрепления перспективных кадров Банк поддерживает соответствие уровня оплаты труда специалистов Банка уровню оплаты в ведущих российских банках и финансовых компаниях, внедряет системы дифференцированной оплаты труда по конечному результату работы, предоставляет дополнительную премию лучшим сотрудникам и премии за выслугу лет. Банк уделяет постоянное внимание вопросам охраны здоровья работников и безопасности их труда. При приеме на работу исключена возможность дискриминации по политическим, религиозным, национальным и другим, не имеющим отношения к профессиональным качествам мотивам. Также Сберегательный Банк проводит обучение за свой счет, повышение квалификации работников. Сложившаяся система отбора наиболее перспективных выпускников ведущих высших и средних учебных заведений, предоставления им целевых стипендий Сбербанка России сочетается с практикой привлечения наиболее подготовленных специалистов с опытом работы в других кредитно-финансовых учреждениях. Существует проведение открытых конкурсов на замещение вакантных руководящих должностей и отдельных категорий сотрудников. Академия Сбербанка России совершенствует внутрибанковскую систему переподготовки и обучения кадров, включая дистанционное обучение, развивает практику стажировок в центральном аппарате, территориальных банках, российских и зарубежных банках – партнерах, специализированных учебных центрах. Банк рассматривает повышение степени самостоятельности и ответственности специалистов как существенный фактор системы мотивации персонала. ➢ Контроль. Координирование и регулирование. Здесь необходимо рассмотреть, как происходит контроль в материальной и трудовой деятельности. Основной контроль материальных ресурсов проверяет Ревизионная комиссия, которая является органом управления банка, формируется из числа акционеров и занимается вопросами проверки годовой отчетности. Она проводит анализ бухгалтерских балансов, статистической отчетности учреждений Банка и т.д. Ревизионная комиссия проводит ряд действий, чтобы выявить ошибки организации: • сопоставляет отчетные показатели работы учреждения банка • группирует отчетные данные по учреждениям банка, на¬ходящимся примерно в схожих экономических условиях; • проводит расчет коэффициентов, характеризующих финансово-хо¬зяйственную деятельность учреждения банка, использование активов, привлечение пассивов и т.д.; • проводит окончательную оценку деятельности Банка. Также существует такой контролирующий орган, как Наблюдательный Совет. Наблюдательный совет возглавляется Председателем. Председатель Наблюдательного совета обеспечивает эффективную организацию его деятельности и его взаимодействие с иными органами банка. Собрание акционеров формирует Наблюдательный совет, который принимает решения по вопросам развития Сбербанка России и осуществления контроля деятельностью его исполнительных органов. Члены Наблюдательного совета являются представителями акционеров и несут перед ними ответственность за успешное развитие банка. В соответствии с законодательством Наблюдательный совет осуществляет общее руководство деятельностью банка. Члены Наблюдательного совета несут ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей Контроль над персоналом в подразделениях Банка осуществляет линейный руководитель каждого подразделения. Для представления, как осуществляется контроль на предприятии, необходимо понимать, как устроены уровни управления и как функционируют вертикальные и горизонтальные связи. Рассмотрим, как в Сбербанке выглядят уровни управления: Вертикальные связи: Президент, выбранный Советом акционеров, опираясь на решения общего Совета, дает указание, контролирует деятельность директоров управлений, которые в свою очередь оказывают влияние на деятельность подразделений, их линейных руководителей. В самом филиале его заведующий организует трудовую деятельность работников, отвечает за выполнение поставленных нормативов, если по каким-то причинам заведующая отсутствует на рабочем месте (отпуск, больничный), тогда ее полномочия выполняют ее заместитель. Кассиры, работники по вкладам, осуществляют работу с клиентами, отвечаю за лимит на рабочем месте, эффективную работу и находятся в подчинении старшего кассира, который отвечает за проведение инкассации, оформление приходных и расходных документов. В данном случае, специальные службы не управляют подразделениями, а оказывают свою вспомогательную деятельность в составлении документов и принятиях решениях. Президент, выбранный Советом акционеров, Совет акционеров, Совет директоров Директора управлений Руководитель филиала Заместитель руководителя филиала Старший кассир Кассиры, работники по вкладам Горизонтальные связи: Президент, выбранный Советом акционеров, Совет акционеров, Совет директоров находятся на одном уровне, они обсуждают вместе и согласованно стратегию Банка, его цели и задачи, вносят поправки и коррективы. Специальные службы (юридическая служба, психологическая служба, сектор социологических исследований, сектор делопроизводства, маркетинговая служба) работают согласованно, помогая руководству в решении проблем, разработке документов. Директора управлений, разрабатывают концепции поведения своих подразделений. Заведующие филиалов находятся на одном уровне, отвечая за работу своего филиала. Заместители заведующих, одинаково подчинены своему руководителю и выполняют определенные, поставленные перед собой задания. Старшие кассиры отвечают за одни функции, но каждый в своем филиале. Кассиры, работники по вкладам организовывают работу с клиентами, проводят расчетные операции. Звеньями структуры являются структурные подразделения, филиалы. Рассмотрим также, как происходит процесс принятия решения по нисходящей связи: Президент Банка отдает приказ разработать Регламент совершения кассовых операций, финансовые руководители разрабатывают черновой документ по этой деятельности и отправляют его на проверку компетентности специальным службам, которые корректируют Регламент по правовой и организационной сфере, чтобы он отвечал всем стандартам. Позже этот уже отредактированный документ отправляется на рассмотрение Совета акционеров и после его принятия он отсылается по всем структурным подразделениям, где уже исполнители должны работать строго в его компетенции.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.