24 мар. 2012 г.
Home »
» Бюджет – 2006. Прогноз бюджета 2007 года
Бюджет – 2006. Прогноз бюджета 2007 года
Законопроектом предусматривалось утвердить федеральный бюджет на 2006 г. по доходам в сумме 5046,14 млрд. рублей (20,7% ВВП), по расходам – 4270,11 млрд. рублей (17,5% ВВП). Таким образом, профицит федерального бюджета на 2006 год составит 776 млрд. рублей. Параметры бюджета на 2006 год рассчитаны исходя из прогнозируемых: объема ВВП в сумме 24380 млрд. рублей (105,8% к 2005 г.); уровня инфляции 7-8,5%; среднего уровня мировых цен на нефть марки «Urals» 40 долл. США за баррель при курсе рубля 28,6/1 долл. США.
По отношению к исполнению бюджета на 2005 год, в 2006 году предусматривается увеличение доходов бюджета на 1,5% (при снижении доли в ВВП на 3 пункта), расходов – на 22% (при повышении доли в ВВП на 0,6 пункта) и уменьшение размера профицита на 48% (при снижении доли в ВВП на 3,8 пункта).Уменьшение доли доходов федерального бюджета на 2006 г. в ВВП по сравнению с исполнением бюджета в 2005 г. обусловлено, прежде всего, изменением макроэкономических показателей, связанных со снижением прогнозируемой цены на нефть марки «Urals» с 45 долл. США за баррель до 40 долл. В 2006 году, а также прочими факторами, связанными с тем, что в 2005 г. в федеральный бюджет поступили дополнительные доходы, имеющие различный характер и обусловленные результатами контрольных мероприятий налоговых органов.
Федеральный бюджет на 206 г. составлен из расчета дальнейшего повышения цен на нефть на мировом рынке. Его источниками по-прежнему являются налоговые поступления и различного рода сборы с товаропроизводителей. Основная часть налогового бремени, как и в прошлые годы (только в возросшем объеме) ляжет на большинство населения страны. Расходы на социальное обеспечение и социальное обслуживание не учитывают роста инфляции и стремительного повышения дороговизны жизни. Национальная экономика, и в первую очередь, ее базовая основа – промышленность, по сути, исключены из формирования бюджета.
В августе 2006 года российское правительство представило проект закона «О федеральном бюджете РФ на 2007 год», Госдума РФ по рекомендации Комитета по бюджету и налогам одобрила законопроект в первом чтении.
Основные характеристики доходов бюджета РФ в 2006, 2007 гг
2006г.-утверждено 2006г.-прогноз исполн. 2007г.-проект
млрд.руб. %ВВП млрд.руб. %ВВП млрд.руб. %ВВП
Доходы
в том числе 5046,14 20,7 6159 22,7 6449,37 22,3
Налоговые доходы 3167,82 13 3579,92 13,2 3928,67 13,6
Неналоговые доходы 1878,31 7,7 2579,14 9,5 2520,7 8,7
Отчисления в
Стабилиз. Фонд 857,48 3,5 1703,53 6,3 1565,46 5,4
ВВП 24380 27220 28907
Табл. 3
Если рассмотреть основные факторы, приведшие к росту прогноза макроэкономических показателей РФ, то среди них необходимо отметить следующие: увеличение ВВП, изменение объемов экспорта и импорта, увеличение прибыли предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых, изменение цены на нефть марки «Urals», а также изменение экспортных цен на природный газ. Основными налоговыми новациями, сказавшимися на снижении доходов по сравнению с исполнением бюджета за 2006 г., являются:
• переход от разрешительного к заявительному порядку возмещения НДС экспортерам, уплаченного ими по материальным ресурсам;
• уменьшение налогоплательщиками в полном объеме налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму убытков, полученных ими в предшествующие годы;
• а также установление понижающего коэффициента к налоговой ставке по НДПИ, стимулирующего дальнейшую разработку нефтяных месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, и установление налоговой ставки 0% по НДПИ для новых нефтяных месторождений.
Структура налоговых доходов бюджета в 2006, 2007 гг
Наименование налогов Закон 2006 г
Млрд. руб. Ожидаемое поступление
в 2006 г., млрд. руб. Прогноз 2007г., млрд. руб.
Налог на прибыль 344,84 451,36 537,41
ЕСН, зачисляемый в федер. бюджет 302,1 310,41 341,45
НДС 1634,34 1534,48 1918,32
Акцизы 110,19 107,5 117,3
Налоги на внеш. Торговлю 1607,84 2261,55 2216,84
НДПИ 731,57 1127,66 960,87
Табл. 4
Исходя из представленных в табл. 4 данных, можно сделать вывод, что по всем основным налогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых и налогам на внешнюю торговлю, на 2007 г. прогнозируется рост поступлений. Наибольший прирост ожидается по налогу на добавленную стоимость (рост на 25% по отношению к факту 2006 г.) и налогу на прибыль организаций (рост на 19,1%), тогда как поступления акцизов и единого социального налога могут вырасти на 9,1% и 10% соответственно. Таким образом, несмотря на ряд налоговых новаций, ожидаемых в 2007 г., в целом поступления по основным налогам фискальной системы РФ будут расти.
Сопоставляя объемы расходов федерального бюджета РФ в 2006 и 2007 гг. (табл. 5), мы видим, что проект бюджета на 2007 г. подразумевает заметное повышение объема расходов федерального бюджета в абсолютном выражении как по отношению к закону о бюджете на 2006 г., так и по отношению к прогнозируемому исполнению бюджета за текущий год. По отношению к ВВП расходы бюджета 2007 г. оказались на уровне утвержденных законом 2006 г. (17,5% ВВП) и значительно превысили прогноз его исполнения (16,1%).
Структура расходов бюджета в 2006, 2007 гг
2006 2007
Закон,
млрд.руб. %
ВВП Уточн.
роспись,
млрд. руб. %
ВВП проект %
ВВП
Обслуживание госдолга 198,48 0,81 197,78 0,73 145,23 0,5
Национальная оборона 666,02 2,73 659,26 2,42 760,34 2,63
Национ. безопасность и
правоохран. Деятельность 541,63 2,22 539,5 1,98 615,57 2,13
Национальная экономика 339,33 1,39 346,84 1,27 459,14 1,59
Жилищно-коммунальное
Хозяйство 38,88 0,16 53,47 0,2 46,16 0,16
Охрана окружающей среды 6,33 0,03 6,43 0,02 7,26 0,03
Образование 201,59 0,83 208,14 0,76 257,84 0,89
Культура, кинематография
и СМИ 51,25 0,21 51,24 0,19 60,28 0,21
Здравоохранение и спорт 149,1 0,61 156,16 0,57 190,88 0,66
Социальная политика 205,25 0,84 217,29 0,8 195,32 0,68
Межбюджетные трансферты 1431,83 5,87 1443,7 5,3 1705,46 5,9
Итого расходов 4270,11 17,51 4324,09 15,89 5058,77 17,5
Табл. 5
Анализ расходов по отдельным разделам функциональной классификации показывает, что в целом структура расходов бюджета на 2007 г. сопоставима как со структурой закона о бюджете на 2006 г., так и с его прогнозируемым исполнением по итогам текущего года. Наиболее заметные изменения в объеме расходов коснулись таких разделов и подразделов бюджетной классификации как «обслуживание государственного и муниципального долга» (снижение с 0,81% до 0,5% ВВП), «национальная экономика» (рост с 1,39% до 1,59% ВВП), «социальная политика» (снижение с 0,84% до 0,68% ВВП). По остальным разделам и подразделам отличия относительных (по отношению к ВВП) показателей оказались не столь значительными.
Основными расходными статьями в бюджете 2007 г., как и прежде, остаются межбюджетные трансферты, общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальная безопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика. Суммарная доля расходов по перечисленным разделам составляет 14,88% ВВП против 14,83% в текущем году. Таким образом, суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам и подразделам в 2007 г. практически не изменилась по сравнению с текущим годом, а перечисленные выше изменения по некоторым из них обусловлены перераспределением средств.
Профицит бюджета и источники
финансирования дефицита бюджета в 2006, 2007 гг
2006 г.-утвержден 2006 г. прогноз
исполнения 2007 г. - проект
млрд.руб. %ВВП млрд.руб. %ВВП млрд.руб. %ВВП
Дефицит (-), профицит (+)
Федерального бюджета 776,02 3,2 1770,46 6,5 1390,59 4,8
Источники финансирования
дефицита бюджета, в том числе: 40,55 - -501,61 - 174,86 -
Внутренние 253,19 - 284,84 - 324,32 -
Внешние -212,64 - -786,45 - -149,46 -
Табл. 6
Некоторое снижение доходной части федерального бюджета на 2007 г. при значительном росте его расходной части привело к заметному сокращению величины профицита федерального бюджета (см. табл. 6). Основными источниками финансирования погашения государственных долговых обязательств в 2007 г. будут средства, привлеченные за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке.
Если проанализировать структуру источников внешнего финансирования, то в 2007 г. не планируется размещения государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. Также среди внешних источников финансирования в 2007 г. не числятся «несвязанные» кредиты от правительств иностранных государств и от международных финансовых организаций. Планирование использования «связанных» кредитов осуществлялось в соответствии с основными направлениями долговой политики РФ на текущий и предстоящие годы, предусматривающими полный отказ от кредитов иностранных государств, а также перспективным финансовым планом на 2007-2009 гг. проводимая в настоящее время политика позволит завершить использование «связанных» кредитов уже в 2007 г., что на два года раньше установленного срока.
Таким образом, анализируя источники финансирования дефицита г. предполагается госбюджета, нужно отметить, что в 2007 г. предполагается сокращение объема средств для погашения внешнего долга РФ, связанное с масштабным погашением долга в течение 2005-2006 гг. при этом правительство продолжает придерживаться курса на расширение внутреннего государственного долга и сокращение внешнего госдолга, находящегося в обращении.
В пояснительной записке к проекту федерального бюджета указаны следующие основные задачи бюджетной политики на 2007 год:
• последовательное снижение темпов инфляции;
• обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ;
• продолжение политики аккумулирования «конъюнктурных» доходов бюджета в Стабилизационном фонде;
• повышение результативности бюджетных расходов, строгий отбор принимаемых обязательств;
• разработка годового бюджета в строгой увязке с показателями среднесрочного финансового планирования;
• увеличение капитализации специализированных государственных инвестиционных институтов в целях поддержки экспорта товаров и импорта технологий, досрочного финансирования крупных инвестиционных проектов.
Следует заметить, что в задачах бюджетной политики нет таких фундаментальных понятий, как обеспечение социальных гарантий и выполнение социальных обязательств, создание благоприятных условий для успешного социально-экономического развития страны, подъема благосостояния граждан, стимулирование научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности национальной экономики, преодоление бедности и повышение качества жизни российских граждан. Бюджетная политика по-прежнему ведется без понимания смысла и целей деятельности современного государства, в отрыве от интересов граждан и задач социально-экономического развития страны.
0 коммент.:
Отправить комментарий