24 мар. 2012 г.
Home »
» Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ 2000–2005 гг.
Анализ доходов и расходов федерального бюджета РФ 2000–2005 гг.
По составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются.
Бюджетная классификация представляет собой законодательно устанавливаемую группировку по однородным признакам доходов и расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, используется для составления, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней, составления консолидированных бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы.
Бюджетная классификация РФ включает: классификацию доходов бюджетов РФ; классификации расходов бюджетов РФ: функциональную, экономическую и ведомственную; классификации источников внутреннего и внешнего финансирования дефицитов бюджетов РФ; классификации видов внешних и внутренних государственных долгов РФ и субъектов РФ.
Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Виды доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.
Безвозмездные перечисления бывают следующими: от нерезидентов, от бюджетов других уровней, дотации, субвенции, субсидии и т.д.
Общая классификация доходов на каждом уровне бюджетной системы имеет свои особенности. Так, доходы федерального бюджета включают три основных элемента: налоговые доходы, неналоговые доходы и доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы федерального бюджета включают: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на операции с ценными бумагами, ввозные и вывозные таможенные пошлины, прочие налоги, пошлины и сборы.
Неналоговые доходы федерального бюджета включают: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности – дивиденды по акциям, доходы от сдачи в аренду имущества, арендная плата за землю и т.д.; доходы от продажи имущества, прибыль Банка России; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов и резервов; прочие неналоговые доходы
Целевые бюджетные фонды создаются различными ведомствами, например, Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральный экологический фонд РФ, фонд министерства РФ по атомной энергии и прочие фонды.
К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся: налог на имущество организаций (частично зачисляемый в местные бюджеты), налог на недвижимость, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др., региональные лицензионные сборы, а также отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются так же, как и для федерального бюджета, с той лишь разницей, что в данном случае речь идет не о федеральной собственности, а о собственности субъекта РФ.
К местным налогам и сборам относятся: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные сборы.
К неналоговым доходам местных бюджетов относятся доходы от использования муниципального имущества, доходы от продажи муниципального имущества, различного рода штрафы, суммы конфискаций и компенсаций.
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета - выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы обеспечивают текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций.
Капитальные расходы бюджета – это денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности.
При функциональной классификации расходы подразделяются на следующие крупные разделы: государственное управление и местное самоуправление, судебная власть, международная деятельность, национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, промышленность, энергетика и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, охрана окружающей среды и природных ресурсов, транспорт, дорожное хозяйство, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение и физическая культура, культура, искусство и кинематография, средства массовой информации, обслуживание государственного долга, пополнение государственных запасов и резервов, социальная политика, целевые бюджетные фонды, финансовая помощь бюджетам других уровней.
Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования.
Классификация расходов по целевому назначению, т. е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного контроля за использованием бюджетных ассигнований.
Территориальная классификация: бюджетные расходы делятся на федеральные, региональные и местные.
Доходы бюджета с 2000 по 2005 год увеличились в 4 раза с 797,5 млрд. рублей до 3326 млрд. рублей, а ВВП увеличился в 3,5 раза с 5350 млрд. рублей до 18720 млрд. рублей. Инфляция за аналогичный период составила 18%; 12%; 12%; 12%; 10%; 7,5-8,5%. Таким образом, с учетом инфляции реальный рост ВВП составил 2,84 раза, а совокупных доходов бюджета 3,34 раза. Причем отношение суммы бюджета к ВВП с 2003 года начинает сокращаться (2002 – 19,4%, 2003 – 18,5%, 2004 – 17,9%, 2005 -17,8%). Это чревато выходом из сферы перераспределения значительной части финансовых ресурсов (Приложение 2: табл. 1. Структура доходов бюджета).
Одним из основных факторов увеличения доходов бюджетной системы являются высокие цены на нефть и увеличение в 2004 г. базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых с 340 до 347 рублей за 1 тн сырья. Кроме того, росту поступлений НДПИ способствовало увеличение добычи нефти. Доходы федерального бюджета на 35% формируются за счет доходов от нефти, нефтепродуктов и газа. Только нефть обеспечивает 13% доходов бюджетной системы страны, а для федерального бюджета - 18%.
Рис. 2
Тенденция к снижению налога на прибыль в 2004 г. была прервана (рис. 2). По итогам 2005 г. доходы бюджетной системы по налогу на прибыль составили около 6% ВВП, что на 1,8% ВВП выше аналогичного показателя в 2003 г. Рост поступлений налога во многом объясняется увеличением базы налога на прибыль. Согласно данным Госкомстата России, рост сальдированного финансового результата (суммарная прибыль по организациям минус убыток) за 2005 г. по отношению к 2004 г.составил около 50%. Также росту поступлений налога могло способствовать прекращение действия льгот по налогу на прибыль, право применения которых было получено до реформы налога в 2002 г.
Поступления акцизов в 2005 г. снизились на 149,1 млрд. рублей по сравнению с 2003 г. Такое существенное сокращение объясняется отменой с 1 января 20047 года акциза на природный газ, поступления которого в 2003 г. составляли более 45 % совокупных доходов бюджетной системы по акцизам.
Налогом, который обеспечивает наибольший объем поступлений в бюджетную систему РФ, остается НДС – более 21% доходов бюджета по итогам 2005 г. Несмотря на снижение с 1 января 2004 г. базовой ставки НДС с 20 до 18%, доля поступлений НДС в ВВП в 2004 г. снизилась всего на 0,2% ВВП, в то время как планируемое снижение должно было составить около 0,6% ВВП. В определенной степени росту поступлений НДС способствовало снижение объемов возмещения НДС. Так, за 2005 г. объем возмещенного НДС составил около 1,4% ВВП, а за 2003 г. объем возмещения НДС был равен 2,3% ВВП. Кроме того, столь высокий рост доходов от налога на добавленную стоимость можно увязать с ростом товарооборота и производства в стране.
Таким образом, как видно из табл. 1, доходы бюджета РФ по итогам 2005 г. достигли максимальных значений за последние шесть лет. Подобный рост доходов можно объяснить благоприятной для России динамикой цен на нефть, отнесением с 2002 г. части единого социального налога к доходам бюджета (уже в 2002 г. доля этих доходов в общих доходах бюджета составила 12%), а также увеличением неналоговых доходов. В итоге наблюдается значительный рост доходов бюджета практически по всем доходным статьям.
Соотношение расходов по отдельным статьям функциональной классификации может быть самым различным, в зависимости от того, какие задачи в данный момент государство рассматривает в качестве первоочередных. Поэтому предметная классификация расходов бюджета – это как лакмусовая бумажка истинных намерений и предпочтений правительства на очередной финансовый год (приложение 3: табл. 2. Структура расходов бюджета).
Расходы бюджета с 2000 по 2005 год увеличились в 3,5 раза с 855,1 млрд. рублей до 3047,9 млрд. рублей. Структура расходов консолидированного бюджета в 2005 г. не претерпела серьезных изменений по сравнению с 2004 г.
Небольшому сокращению подверглись расходы консолидированного бюджета на обслуживание государственного долга с 287,6 млрд. рублей в 2004 г. до 244,1 млрд. рублей в 2005 г., но из табл. 2 видно, что наибольшая часть расходов бюджета как и прежде приходится на обслуживание государственного долга. Хотя эти расходы снизились, но их доля в расходах бюджета остается весьма значительной, особенно если сравнить уровень этих расходов с расходами на образование, здравоохранение и социальную политику. Несмотря на то, что для российской экономики по-прежнему основным бременем является расплата с долгами, есть положительная тенденция, которая отражается в сокращении их доли в расходах бюджета с 26% в 2000 г. до 8% в 2005 г.
На погашение долга ежегодно тратится более 200 млрд. рублей, которые в соответствии с принятой политикой бюджетного учета не учитываются в расходах государственного бюджета, а финансируются за счет ГКО, ОФЗ, ОГНЗ (облигации государственного нерыночного займа). Таким образом, суммы, направляемые на погашение внешнего долга не только перекрывают весь кажущийся профицит бюджетов2001-2005 гг., но и оборачиваются для государства новым займом.
Расходы на социальную политику своего пика достигли в 2002 г. и составили 430,3 млрд. рублей или 22% всех расходов бюджета, этот бюджет носил социально-ориентированный характер. Эти средства направлялись в основном на повышение зарплаты бюджетникам, а также на проведение пенсионной реформы, на выплаты базовой части трудовой пенсии и на проведение иной социальной политики.
Рис. 3
В целом по бюджету достаточно много положительных тенденций, таких как увеличение доходов, сокращение расходов на обслуживание госдолга, уверенного увеличения расходов по социально-важным статьям. Но тем не менее бюджет ещё слишком далек от показателей развитых стран. Так расходы на социальную сферу в развитых странах составляют более 50% бюджета. Слишком мала в России доля расходов на образование, здравоохранение, промышленность и она продолжает уменьшаться. Рост расходов по этим статьям реально отстает от нужд экономики. Недофинансирование социальной сферы никогда не позволит преодолеть проблему бедности и выйти по показателям на пороговое значение экономической безопасности. Модель существующего экономического роста остается экспортно-сырьевой и зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть, в то время как уровень расходов на отрасли несырьевой промышленности остается невысоким.
0 коммент.:
Отправить комментарий