Проблема врожденного и приобретенного в развитии восприятия. Научение в восприятии.
Прежде всего проблема врожденного-приобретенного касается таких феноменов восприятия, как:
- конфигурация, - константность, - предметность.
Три класса экспериментов:
1) на новорожденных (или выращенных в особых условиях) животных
2) на новорожденных детях
3) исследование особых клинических случаев (прозревшие слепые)
Эксперименты на конфигурацию.
Восприятие формы:
1 - новорожденные цыплята предпочитали кормушки округлой формы
2 - новорожденные дети предпочитали законченные фигуры (закон хорошего продолжения работает)
3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из различных конфигураций фигур.
Восприятие пространства:
1 - цыплятам надевали искажающие линзы
2 - новорожденные (1 неделя) воспринимают резкое увеличение тени как движение приближающегося объекта -> комплекс оборонительных реакций.
3 - прозревшие слепые воспринимали мир как состоящий из объектов, но пространственную локализацию этих объектов иногда они определяли неточно.
Вывод по конфигуративным феноменам: мир изначально воспринимается как определенная структура, но восприятие конфигуративных свойств еще не достаточно точно).
Эксперименты на константность.
1 - на крысах: условия световой депривации с рождения. Приманка сигнализировалась кругами разного диаметра. Константность восприятия размера не наблюдалась.
2 - на новорожденных (6-8 недель). Закреплялась реакция на куб со стороной 30 см на расстоянии 1 м. Затем показывали кубы 30 см и 90 см на расстоянии 3 м. Дети выбирали куб 30 см. Т.е., в 6-8 недель уже наблюдается феномен константности восприятия размера.
3 - по прозревшим данных нет.
Вывод: по феномену константности информация противоречивая.
Эксперименты на предметность.
1 - эксперименты со зрительным обрывом на животных показали, что все животные предпочитают не пересекать обрыв.
2 - на детях 6 недель наблюдалось повышение частоты сердечных сокращений при виде зрительного обрыва. Таким образом, наблюдается феномен предметных значений (восприятие опасности, которую таит в себе поверхность).
На детях 1 недели - предъявлялось мнимое изображение (поляризованный свет) -> дети пытались схватить объект, затем реакция удивления.
Наблюдалось также восприятие объективных свойств предметов (жесткий предмет дети пытались схватить, до аморфного - дотронуться).
Общие выводы: несмотря на многочисленные эксперименты, проблема врожденного-приобретенного не имеет однозначного решения (нельзя понять, то ли это врожденное, то ли результат способности к быстрому научению).
Научение в восприятии.
Основная проблема, касающаяся научения в восприятии, состоит в следующем: что в восприятии есть результат научения?
Многие теории сходились в том, что опыт влияет на воприятие, следы прошлого участвуют в нашем восприятии настоящего. Так, Гельмгольц считал, что мы учимся правильно воспринимать в опыте. По Титченеру (точка зрения структуралистов), мы учимся воспринимать путем присоединения прошлых ассоциаций к сенсорной основе.
Гештальттеория настаивает на врожденности, спонтанности восприятия форм.
Две основные теории перцептивного научения:
1) теория обогащения (Научение как обогащение прежних бедных ощущений)
2) теория специфичности (как дифференциация прежних смутных впечатлений)
В первой решающая роль отводится опыту, во второй - стимуляции. Первая хорошо объясняет ошибки, иллюзии восприятия, индивидуальные различия и установки в восприятии; вторая - правильное восприятие. Эксперименты на вторую теорию: эксп-ты Гибсона со спиралями (испытуемые научались различать разные спиральки).
6 июл. 2011 г.
Home »
» ВОСПРИЯТИЕ, ЕГО ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ
0 коммент.:
Отправить комментарий