Попытка перейти к новым эмпирическим методам. Порождение нового объекта и предмета. Происходит выделение учения о психическом из учения о душе. Нужно было выделить критерий психического. Таким критерием стало сознавание (Декарт). У него произошло отждествление психики и сознания. Психика – особый мир, качественно отличающийся от всего окружающего.
Рассуждения Декарта: различает два вида нашего существования: реальная жизнь и познание. В жизни и познании мы ведем себя по-разному. В жизни решимость к поступку (действовать как решил). В познании метод сомнения (цель сознания – стремление к истине). Приходится сомневаться. Мы можем подвергнуть сомнению все. Несомненным останется наше сомнение. Но сомнение акт мышления. Отсюда по Декарту мышление познается нами прежде и достовернее, чем какая бы то ни было телесная вещь. Критерий достоверности? Мое ясное и отчетливое восприятие того, что происходит во мне, мое непосредственное восприятие моего мышления. Надо заметить, что под мышлением Декарт понимал все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем (понимание, хотение, чувствование). Под мышлением я разумею все то, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою. Таким образом, Декарт нашел достоверное познание души в непосредственном переживании психических процессов. Здесь выделен критерий отличия психического от непсихического: сознаваемость (шаг вперед перед античностью.
Таким образом, Декарт избирает новый способ исследования: отказывается от объективного описания и обращается к рассмотрению только своих мыслей, т.е. субъективных состояний.
Строгое деление души и тела. Тело превращается в машину, которая взаимодействует с душой (пр./р. страх – тело бежит, душа может остановить, путем раскачивания железы, из-за чего активация животных духов).
Метод исследования сознания предложил Локк. Два вида опыта: объекты ощущения и внутреннее восприятие действий нашего ума (размышление и рассматривание этих действий – рефлексия). Рефлексия – получение идей, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей собственной деятельности. Таким образом Локк считает, что ум может одновременно заниматься приобретенными идеями и рефлексировать эту свою деятельность. Тем самым он обосновывает метод изучения собственно психической деятельности – метод “внутреннего восприятия”, “самонаблюдения”.
2.Сознание как предмет психологии.
Г.И.Челпанов – предмет психологии, то что мы не можем воспринять при помощи внешних органов чувств (т.е. внутренний опыт). Метод самонаблюдения.
Вундт: всякий опыт распадается на два фактора – данное нам содержание и наше восприятие этого содержания. (второй это познающий субъект). Психология должна изучать все содержания нашего опыта в его отношении к субъекту и в свойствах, непосредственно вносимых в тот опыт последним. Предмет психологии – непосредственный опыт.
Метод интроспекции. Функционализм, структурализм, ассоциативная психология. Описали разные элементы сознания (ощущения, образы, умозаключения). Неоднородность сознания (фокус, периферия). Произвольные и непроизвольные процессы в сознании. Поток и объем сознания.
Критика: оторванность от практики, невозможность изучать детей, животных, бессознательные процессы не учитываются. Главная претензия – субъективность метода и явлений. При несовпадении результатов у многих исследований – психология о внутреннем опыте дискредитировала себя. (гештальт, раздвоение сознания (артефакт – распад деятельности – ретроспекция).
3 Поведение как предмет психологии. Изучение не психики в поведении, а поведения. Метод – эксперимент. Задачи – формирование навыков, предсказание поведения.
Этот подход основывался на том, что изучено научно может быть только то, что может быть зарегистрировано.
4 Бессознательное. Психоанализ. Метод – свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ психопатологии обыденной жизни.
Задача – терапия.
5 Деятельность. Психику нельзя изучать отдельно от деятельности.
Метод – генетико-формирующий.
Задачи – проблемы формирования, генетические и развивающие.
П.Я.Гальперин – конкретизация – ориентировочная деятельность (исходя из предлагаемого критерия психического).
6 познавательные процессы. Когнитивная психология.
Метод – моделирование.
Задача – создание разных видов искусственного интеллекта.
Для понимания поведения необходимо обратиться к внутренним опосредующим процессам, прежде всего когнитивным.
7 Личность. Гуманистическая психология.
Метод – эмпатия, активное слушание, создание условий для развития личности.
Задача – психотерапия.
8 Неформализуемые процессы. Выделено на основе кибернетических исследований. Человек источник интерпретации значений внешнего стимула, поэтому есть элементы, психики которые не подлежат кибернетическому моделированию. Такие элементы и должны быть преимущественно предметом психологии.
6 июл. 2011 г.
Home »
» Конец 18 в. - развитие естествознания - окрепло строго причинное мировоззрение.
0 коммент.:
Отправить комментарий