Предмет исследования включает: объект, исследовательская задача, система методов, средств и последовательность их применения.
Объект – часть реальности, которая охвачена и описана с помощью системы научных понятий и абстракций. (психическая жизнь человека)
Предмет науки – наиболее частый предмет исследования (зависит от методов и задач). (изучаемое явление, получившее понятийное определение (здесь заложены возможность и ограничения исследования)).
1 Душа как предмет науки. Античная психология в рамках развития учения о душе. Учение о душе не тождественно психологии, т.к. включает и физиологические процессы.
Задачи – этические, абстрактно-познавательные, воспитательные.
Метод – спекулятивные рассуждения.
Подход к душе как высшей ценности. Выделение различных психических функций. Душа – активное начало. Соотношение рационального и чувственного в познании. Иерархическая система форм отражения.
Главный тупик – душа признавалась главной причиной – первопричиной движения (жизни). Вопрос о детерминации самой души не ставился.
Философ-материалист пытается объяснить психическую жизнь из естественных причин, но при этом впадает в упрощение и уплощение рассматриваемого предмета; какие-то реалии невозможно объяснить в парадигме античного материализма; идеалисты же, напротив, рассматривают несводимую к механистическим взаимодействиям реальность, в частности активность и моральность человека, но при этом никак ее не объясняют.
6 июл. 2011 г.
Home »
» Развитие представлений о предмете психологии. Современные представления о нем.
0 коммент.:
Отправить комментарий