Сегодня наиболее актуальными стали вопросы о практике
применения смертной казни. Сторонники и противники ее
выдвигают свои аргументы. Какова же этическая сторона этой
проблемы?
Смертная казнь прежде всего — это убийство, которое осу-
ществляется государством в рамках права его на легитимное
насилие. Ее можно также назвать узаконенным убийством,
которое совершается по приговору суда.
Обязанность государства состоит в том, чтобы обеспечи-
вать безопасность и мирную жизнь граждан. Она подкреплена
также его правом распоряжаться жизнью своих граждан в не-
которых ситуациях (например, в случае преступления таких
норм, по поводу которых известно заранее, что их преступле-
ние карается лишением жизни) и организовывать соответ-
ствующую систему наказаний. Государство с момента возни-
кновения и до настоящего времени применяет смертную
казнь.
Но размеры, формы практики, характер смертной казни
в разных странах неодинаковы. Если рассматривать эту проб-
лему в исторической динамике, то здесь отчетливо обнаружи-
ваются такие тенденции.
1. В течение времени уменьшается число видов преступле-
ний, наказанием за которые установлена смерть. Так, в част-
ности, в Англии в начале XIX в. смертной казнью карались бо-
лее 200 видов преступлений, в том числе даже за карманную
кражу более 1 шиллинга в церкви.
В Русском судебнике XVI в. предписывалась смертная
казнь за 12 видов преступлений, а в уложении 1649 г. — больше
чем за 50 случаев. Сегодня в Англии смертная казнь совсем от-
менена, а в России приостановлена.
В странах, где применяют смертную казнь, ее, как правило,
рассматривают в качестве самой крайней меры и за ограни-
ченные виды тяжких преступлений (в частности, умышленное
убийство, торговля наркотиками, измена Родине и др.).
2. В прошлом смертная казнь исполнялась публично
и очень торжественно. В настоящее время ее публичность яв-
ляется большой редкостью. Общее правило заключается
в том, что смертный приговор приводят в исполнение тайно.
А также ранее наряду с обычными формами смертной каз-
ни существовали и даже преобладали ее квалифицированные
формы, при которых убийство совершалось в исключительно
мучительных и поражающих человеческое воображение фор-
мах (например, посажение на кол, залитие металлом горла,
кипячение в масле и т. п.).
Уголовное уложение императора Карла V было издано в се-
редине XVI в. Оно действовало в ряде европейских стран поч-
ти до самого конца XVIII в. Этот документ предписывал осу-
ществлять смертные приговоры также в форме сожжения,
четвертования, колесования, утопления, погребения заживо
и т. п. Не менее жестоким был смертный приговор бунтовщи-
ку и предводителю восставших русских крестьян в XVIII в.
Емельяну Пугачеву: «Пугачеву учинить смертную казнь, че-
твертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по че-
тырем частям города и положить на колеса, а после на тех же
местах сжечь».
В настоящее время нормы цивилизованности уже полнос-
тью исключают квалифицированную смертную казнь и обя-
зывают осуществлять ее в очень быстрых и безболезненных
формах.
3. Сократился круг лиц, по отношению к которым можно
применять смертную казнь. Ранее для таких наказаний не бы-
ло никаких исключений. В настоящее время законодательства
многих стран исключают из этого круга детей до установлен-
ного возраста, стариков после определенного возраста и жен-
щин.
4. Из года в год сокращается число тех стран, которые при-
меняют смертную казнь. Так, в частности, если к началу Пер-
вой мировой войны смертная казнь была законодательно от-
менена или фактически приостановлена только в 7 странах
Европы, то в конце 1980-х гг. она была отменена в 53 странах,
а приостановлена в 27 странах.
24 июн. 2011 г.
Home »
» Исторические предпосылки возникновения смертной казни
0 коммент.:
Отправить комментарий