24 июн. 2011 г.

Воля и волевые процессы

Любая психическая активность человека может носить как не-
произвольный, непреднамеренный характер, так и целенаправ-
ленный, произвольный. Непреднамеренная активность не требует
усилий и спланированности. Непроизвольные действия имеют
импульсивный характер, лишены четкого осознания. Это может
быть, например, поведение человека в состоянии аффекта, транса,
других измененных состояниях сознания.
В тех же ситуациях, когда необходимо проявить активность для
достижения какой-либо осознанно поставленной цели, подключа-
ются волевые процессы. Таким образом, можно сказать, что воля —
это способность человека сознательно и активно управлять своей
деятельностью, преодолевая препятствия для выполнения поста-
вленной цели и создавая дополнительную мотивацию к действию,
когда уже имеющаяся мотивация не является достаточной. Вели-
чина усилий, которые прикладывает человек к преодолению воз-
никшего препятствия, характеризует степень развития его волевой
сферы.
Итак, отличие непроизвольных действий, т. е. действий, совер-
шаемых без участия волевой сферы человека, состоит в том, что
они являются результатом возникновения неосознаваемых или
недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений,
установок и т. д.), имеют импульсивный характер, лишены четко-
го плана.
Произвольные действия, напротив, предполагают осознание
цели, предварительное представление тех операций, которые мо-
гут обеспечить ее достижение, их очередность.
Для произвольных процессов в целом характерны следующие
черты:
1) произвольная реакция всегда является ощущаемой или
осознаваемой;
2) произвольная реакция возникает в ответ на появление жиз-
ненно важной потребности и является средством ее удовле-
творения.
3) произвольная реакция, как правило, не является вынужден-
ной и может быть заменена по собственному выбору человека
на другую с таким же жизненным значением;
4) в ситуации, когда произвольная реакция все-таки является
вынужденной, она может осознанно регулироваться по ходу
своего осуществления.
Выделяя волевые процессы в особый пласт психических явле-
ний, психологи при этом не противопоставляют их познавательным
и эмоциональным процессам, поскольку один и тот же процесс мо-
жет быть одновременно и познавательным, и до определенной сте-
пени эмоциональным, и волевым (например, произвольное вни-
мание).
Исходными побуждениями человека к действию являются потреб-
ности, следовательно, зачатки воли заключены уже в них. В отличие
от потребности мотив является психическим побудителем к осущест-
влению деятельности, будучи уже не только стимулом, а личностной
переработкой стимула (нужды, потребности). Если преобладают од-
нозначные мотивы, они усиливают возможность достижения цели.
Возникновение же мотивов, противоречащих достижению намечен-
ной цели, тормозит активность человека (в некоторых ситуациях это
является проявлением безволия).
Таким образом, воля обладает двумя противоположно направ-
ленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тор-
мозящей.
Побудительная функция обеспечивается активностью челове-
ка, которая порождает действие в силу специфики внутренних со-
стояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия.
Тормозная функция воли не всегда препятствует получению
положительного результата деятельности. Выступая в единстве
с побудительной функцией, она характеризуется сдерживанием
нежелательных проявлений активности. Например, у человека
одновременно возникает побуждение к двум видам деятельно-
сти, но если он возьмется за оба дела одновременно, то это
будет в ущерб как одному, так и другому. Происходит борьба
мотивов. Тот мотив, который человек оценивает как более значи-
мый в настоящий момент, порождает побудительную функцию
воли, а менее значимый становится объектом тормозящей функ-
ции. Кроме того, тормозящая функция проявляется и в случаях,
когда побуждения человека не соответствуют его представле-
ниям о должной модели поведения. Например, если человек
очень голоден, у него может возникнуть побуждение украсть бу-
ханку хлеба в булочной. Но для большинства людей такое пове-
дение внутренне неприемлемо, и оно будет заторможено волевым
усилием.
Волевые проявления человека в большой степени обусловлены
тем, кому он склонен приписывать ответственность за результаты
собственных действий. Если человек имеет склонность в своих
неудачах винить внешние факторы — обстоятельства, других людей,
ему значительно сложнее осуществлять волевые усилия, чем тому,
кто всю ответственность за результаты своей деятельности принима-
ет на себя. Рассмотрим близкий для студентов пример — подготовку
к экзамену. Не вовремя пришедшие друзья, шум в соседней комнате,
дождливая погода, от которой клонит в сон, интересный фильм по те-
левизору, который никак нельзя пропустить, — всем знакомы подоб-
ные отвлекающие факторы. Но человек с развитой волевой сферой
психики и несущий ответственность за результаты деятельности бу-
дет волевыми усилиями противостоять всем факторам, которые мо-
гут оказать негативное влияние на эти результаты.
Есть ряд личностных качеств, которые рассматриваются в пси-
хологии как волевые качества:
1) решимость — это полная уверенность в исполнимости ре-
шения;
2) самообладание — проявление тормозящей функции воли,
заключающееся в подавлении таких состояний человека, кото-
рые препятствуют достижению поставленной цели;
3) смелость — проявление силы воли для преодоления опас-
ных для благополучия и жизни человека препятствий;
4) настойчивость — способность совершать многократные воле-
вые действия в течение длительного времени для достижения
определенной цели (не следует ее путать с упрямством — неадек-
ватной настойчивостью без достаточных объективных оснований);
5) исполнительность — качество воли, проявляющееся в точ-
ном, неукоснительном и систематическом исполнении прини-
маемых решений;
6) терпение и выносливость — также волевые качества,
необходимые для целенаправленного достижения результатов;
7) дисциплинированность — свидетельство волевых качеств
личности, поскольку дисциплина приучает человека преодо-
левать внешние и внутренние трудности.
Каждое из волевых качеств имеет свой антипод — качество,
свидетельствующее о неразвитости волевой сферы, такие как не-
решительность, безынициативность, податливость и т. п.
Сильная воля, проявляющаяся в самообладании, смелости, настой-
чивости, выносливости и терпении, называется мужеством.
Далее рассмотрим понятие волевого действия.
Волевое действие — это внутренняя побудительная сила, сфор-
мированная не только типологическими и биологическими задатка-
ми, но и определяемая каждодневным воспитанием, самоконтролем,
самоубеждением. Поэтому психологи считают, что воля воспитуема.
Однако следует отметить, что формированию волевых качеств
личности может воспрепятствовать неправильное воспитание ре-
бенка. Существуют две крайности в воспитании, которые весьма
неблагоприятны для развития волевой сферы:
1) ребенок был избалован, все его желания и капризы беспре-
кословно выполнялись, поэтому тормозящая функция воли
у него не сформировалась;
2) ребенок, напротив, был подавлен жесткой волей и указа-
ниями взрослых, его инициативность подавлялась, и поэтому,
повзрослев, он стал неспособным к принятию самостоятельно-
го решения.
Родители, желающие видеть своего ребенка успешным, долж-
ны вовремя позаботиться о развитии его воли. Для этого необхо-
димо избегать вышеуказанных крайностей и, кроме того, всегда
объяснять ребенку, даже маленькому, чем вызваны требования,
решения, запреты, которые предъявляют к нему взрослые, в чем
заключается их целесообразность.
Отличительными чертами волевого действия можно назвать
осознанность и самостоятельность в принятии решения. Оно ха-
рактеризуется следующими признаками. Во-первых, это есть дей-
ствие, необходимое по внешним или внутренним причинам, т. е.
для него всегда существует объективное основание. Во-вторых,
волевое действие имеет исходный или проявляющийся при его
осуществлении дефицит побуждения или торможения. В-третьих,
в процессе волевого действия устраняется этот дефицит, что при-
водит к возможности достижения намеченной цели.
Структура волевого действия выглядит как последователь-
ное осуществление следующих этапов:
1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее
достижению;
2) осознание путей к достижению цели;
3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих
эти возможности;
4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;
5) принятие одной из возможностей в качестве решения;
6) осуществление принятого решения.
Волевое действие может иметь как простые, так и более слож-
ные формы.
Волевое действие, простое по форме, является побуждением,
которое переходит непосредственно в действие по достижению
цели. В данном случае действию практически не предшествует
сколько-нибудь сложный и длительный сознательный процесс.
Сама цель при этом не выходит за пределы непосредственной си-
туации, ее осуществление достигается путем совершения привыч-
ных для субъекта действий, которые производятся почти автома-
тически, как только возникает стимул.
Для сложного волевого действия в его наиболее выраженной
специфической форме характерно прежде всего то, что между сти-
мулом и действием вклинивается опосредующий данное действие
сложный сознательный процесс. Действию предшествуют расчет
его последствий и осознание его мотивов, принятие решения, воз-
никновение намерения его осуществить, составление плана для его
осуществления.
Таким образом, волевое действие становится сложным процес-
сом, включающим целую цепь различных этапов и последователь-
ность различных стадий или фаз, тогда как в простом волевом дей-
ствии все эти моменты и фазы вовсе не обязательно должны быть
представлены в развернутом виде.
Сложное волевое действие можно разделить на 9 стадий, осу-
ществляемых поэтапно:
1) возникновение побуждения;
2) предварительная постановка цели и возникновение стрем-
ления достичь ее;
3) осознание ряда возможностей достижения цели;
4) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти воз-
можности;
5) стадия обсуждения и борьба мотивов;
6) принятие одной из возможностей в качестве решения;
7) принятие решения;
8) осуществление принятого решения;
9) преодоление внешних препятствий при осуществлении при-
нятого решения и достижении поставленной цели.
Надо отметить, что сложное волевое действие не во всех слу-
чаях вызывает борьбу мотивов. Это происходит лишь тогда, ког-
да цель субъективна и возникает спонтанно. Если же она обуслов-
лена внешними факторами и ее достижение необходимо для
субъекта, ему необходимо только распознать ее, сформировав
определенный образ будущего результата действия. Возникнове-
ние борьбы мотивов связано с наличием у субъекта нескольких
равнозначных целей одновременно (например, домохозяйке од-
новременно хочется и приготовить что-то особое на ужин, и по-
смотреть любимый сериал).
В ходе принятия решения субъект понимает, что дальнейший
ход событий зависит от него. Представление о последствиях свое-
го поступка порождает специфическое для сознательного волево-
го акта чувство ответственности.
Сам процесс принятия решения может протекать в различных
формах.
1. Иногда решение не дифференцируется в сознании как осо-
бый этап. Волевое действие протекает без особого, сознательно
выделенного в нем специального решения. Это происходит в тех
ситуациях, когда побуждению, возникшему у субъекта в данный
момент, не противоречат никакие другие внутренние аспекты пси-
хической деятельности (например, недостаточная активность пси-
хики), а само осуществление цели, соответствующей этому побуж-
дению, не встречает никаких внешних препятствий.
В таком случае субъекту достаточно представить себе цель
и осознать ее необходимость, чтобы последовало действие. (На-
пример, человек хочет перекусить, он поднимается с уютного ди-
вана перед телевизором и направляется к холодильнику — как ни
банально, но в этом есть проявление волевого усилия.)
2. В некоторых случаях решение приходит как бы само по се-
бе, поскольку является полным разрешением того конфликта, ко-
торый вызвал борьбу мотивов, т. е. решение принимается не пото-
му, что субъект считает его оптимальным, а потому, что в данных
обстоятельствах никакое другое решение уже невозможно. (На-
пример, в случае пожара человек выпрыгивает с третьего этажа не
потому, что ему нравится подобное решение, а потому, что у не-
го нет другого шанса спасти свою жизнь.)
3. И, наконец, иногда случается так, что до самого конца и да-
же при самом принятии решения каждый из противоборствующих
мотивов сохраняет еще свою силу, ни одна возможность сама по
себе не отпала, и решение в пользу одного мотива принимается не
потому, что действенная сила остальных исчерпана, не потому,
что другие побуждения утратили свою привлекательность, а пото-
му, что осознана необходимость или целесообразность принести
противоборствующие мотивы в жертву. (Например, позади бес-
сонная ночь, очень хочется спать, но надо идти на лекцию к 8:00,
иначе возникнут проблемы с получением зачета.)
Теперь несколько слов о плане принятия решения. Он может
быть схематичен или более развернут и осознан — это зависит
как от личностных волевых качеств человека, так и от ситуации,
требующей принятия решения.
Некоторые люди, исполняя решение, стараются предусмо-
треть все возможные факторы воздействия на результат, четко и де-
тально спланировать каждый шаг, последовательно и точно при-
держиваться намеченного плана. Другие же ограничиваются самой
общей схемой, в которой обозначены только основные этапы
и узловые точки деятельности. Если рассматривать зависимость
планирования от ситуации, то можно отметить, что обычно более
детально разрабатывается план ближайших действий, более схема-
тично или даже неопределенно намечаются действия, отсрочен-
ные во времени.
Что же касается взаимосвязи планирования действий и волевых
качеств личности, то закономерности здесь следующие. Склон-
ность к подробному следованию плану, довлеющему над волей, ли-
шает ее гибкости. План жестко обусловливает волю, она в свою
очередь жестко обусловливает поведение человека. В результате
отсутствие гибкости воли приводит к отсутствию гибкости поведе-
ния, а это не дает возможности своевременно и адекватно реагиро-
вать на изменение обстоятельств.
Если же волевая сфера субъекта не только сильна, но и обла-
дает достаточной гибкостью, то он для достижения конечного ре-
зультата сможет откорректировать изначальный план действий
и внести в него все те изменения, которые в силу вновь обнару-
жившихся обстоятельств окажутся необходимыми для оптималь-
ного достижения цели.
В завершение разговора о волевой сфере несколько слов о на-
рушениях воли. Выделяют три вида подобных нарушений.
1. Абулия — отсутствие побуждений к деятельности, невоз-
можность принимать решения и исполнять их при полном осозна-
нии необходимости этого. Возникает абулия на почве мозговой
патологии. Для человека, страдающего абулией, характерно так
называемое полевое поведение. Он совершает действия не целе-
направленно, а лишь случайно попадая в поле стимула. Напри-
мер, бесцельно перемещаясь по комнате, человек «натыкается»
взглядом на какой-либо предмет и берет его — не потому, что
данный предмет зачем-то ему нужен, а просто потому, что попал-
ся под руку.
2. Апраксия — сложное нарушение целенаправленности дей-
ствий. Оно вызывается поражением тканей в лобных долях голов-
ного мозга. Проявляется апраксия в нарушении произвольной ре-
гуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной
программе и делают невозможным осуществление волевого акта.
3. Гипербулия — это, напротив, чрезмерная волевая активность
больного человека. Она может наблюдаться при маниакальной
стадии маниакально-депрессивного психоза, несколько менее вы-
ражена при гипертимии, может также иногда возникать при неко-
торых соматических заболеваниях.
Не следует путать нарушения воли, вызванные тяжелыми рас-
стройствами психики и встречающиеся сравнительно редко, с обыч-
ным слабоволием — результатом описанных выше условий воспита-
ния. В последнем случае возможны коррекция слабоволия, воспитание
воли на фоне изменения социальной ситуации развития личности
и при способности человека к саморефлексии, критичному мышлению.
Подводя итог сказанному, надо отметить, что воля играет важ-
нейшую роль в преодолении жизненных трудностей, разрешении
крупных и мелких проблем, в достижении жизненного успеха.
Одним из основных отличий человека от представителей живот-
ного мира является, помимо абстрактного мышления и интеллек-
та, наличие волевой сферы, без которой любые способности оста-
вались бы бесполезными и неактуализированными.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.