24 июн. 2011 г.

Речь и речевая деятельность

Поскольку человек является существом общественным, то раз-
витие его сознания невозможно без взаимодействия и общения с дру-
гими людьми.
Сознание человека формируется в процессе межличностного
общения и совместной деятельности людей. Само слово «обще-
ние» по своей этимологии подразумевает наличие некой общей
системы передачи информации от человека к человеку. В процес-
се филогенеза сформировалась такая система — человеческая
речь. Именно благодаря речи содержание сознания одного чело-
века становится доступным для других людей.
Психология рассматривает речь прежде всего как одну из выс-
ших психических функций человека, во всем диапазоне ее взаи-
мосвязей с другими психическими функциями — мышлением,
эмоциями, памятью и т. д. В контексте деятельностного подхода
отечественная психология рассматривает речь как речевую дея-
тельность. Она выступает в виде целостного акта деятельности,
если имеет собственную мотивацию, которая не может быть реа-
лизована никакими другими видами деятельности или в виде от-
дельных речевых действий, сопровождающих любую другую
деятельность человека. Пример для сравнения — речь человека,
говорящего по телефону ради собственно общения и речь дис-
петчера поездов в процессе координации движения множества
составов.
Структура речевой деятельности совпадает со структурой лю-
бой другой деятельности. Она включает мотивацию, планирова-
ние, реализацию и контроль. В отличие от предметной деятель-
ности здесь эти фазы могут быть очень сжаты во времени. Иногда
в ситуациях эмоционального возбуждения фаза планирования ре-
чевой деятельности практически отсутствует. Это о таких случаях
говорят: «Сначала сказал, а потом подумал».
Речь непосредственно связана с языком, который является ин-
струментом ее опосредования. Он представляет собой систему зна-
ков, передающих информацию как в устной, так и в письменной
форме. Язык является средством общения и абстрактного мышле-
ния. Для устной речи язык — это прежде всего слова и способы их
формообразования. Для письменной — правила соединения слов
в словосочетания и предложения, соединение предложений в слож-
ные предложения, типы словосочетаний и предложений, а также
пунктуация и орфография — системы, образующие правописание.
Слово как знак, обусловливающий человеческое общение и мыш-
ление, обладает таким объективным свойством, как значение, т. е.
отношение к обозначаемому в реальной действительности объекту не-
зависимо от того, каким образом он представлен в сознании субъекта.
Помимо объективного значения, слово имеет личностный смысл. Он
обусловлен тем, какое место занимают в жизнедеятельности и созна-
нии человека данный предмет или явление, а также отношением чело-
века к этому объекту. Таким образом, слова являются сплавом чув-
ственного и смыслового (семантического) содержания.
Изучением процесса функционирования индивидуальной си-
стемы значений занимается специальная отрасль психологии —
психосемантика.
Исходя из вышесказанного, можно подвести итог — язык
обладает тремя основными функциями. Во-первых, он является
средством общения, во-вторых, средством накопления, передачи
и усвоения общественно-исторического опыта, в-третьих, язык —
это орудие интеллектуальной деятельности и в целом функциони-
рования основных психических процессов: восприятия, памяти,
мышления, воображения.
Выполняя первую функцию, язык дает возможность субъекту
общения оказывать прямое или косвенное воздействие на поведе-
ние и деятельность собеседника. Прямое воздействие осуществ-
ляется в том случае, когда собеседнику непосредственно указывает-
ся, что он должен сделать, косвенное — когда ему сообщается
необходимая для его деятельности информация. Вторая функция
обуслов-лена тем, что язык служит средством кодирования инфор-
мации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством
языка информация об окружающем мире и самом человеке, полу-
ченная предшествующими поколениями, становится достоянием
последующих поколений. Третья функция обусловлена тем, что
именно посредством языка человек осуществляет любую осознан-
ную психическую деятельность.
Речь и язык представляют собой взаимопроникающие систе-
мы. Они одновременно и едины, и различны. Они являются дву-
мя аспектами единого процесса. Речь — это прежде всего дея-
тельность общения — передачи объективной или субъективной
информации. Таким образом, речь — это язык в действии. Языки,
не используемые в разговорной речи, называют мертвыми (на-
пример, латынь).
Надо отметить интересную особенность анатомо-физиологи-
ческой основы языка и речи. Речь имеет центральные и перифе-
рические аппараты. Периферические аппараты — гортань, язык
(в анатомическом смысле), голосовые связки. У человека они раз-
виты настолько, чтобы не только произносить слова, но и при-
давать им различную интонацию, различное выражение и т. п.
Так, например, студентам театральных вузов хорошо известно,
что одну и ту же фразу, вроде «Ваш чай, сударыня» можно про-
изнести с десятком различных интонаций, которые придадут эт-
им словам совершенно разные оттенки смысла.
Ну а центральные органы, или «центры речи» — это еще бо-
лее загадочная вещь. У народностей, которые строят свою речь на
основе латиницы, кириллицы и подобных систем письменности,
за речь отвечают отделы левого, «рационального», полушария го-
ловного мозга. А у народностей, письменность которых предста-
вляет собой иероглифы, языком «заведует» правое, «образное»,
полушарие. Это явление замечательное и до сих пор психологами
полностью не изученное.
Далее рассмотрим функции речи. Традиционно выделяют три
функции.
1. Сигнификативная (или номинативная). Это функция «называ-
ния», сущность ее заключается в том, чтобы давать названия, обозна-
чать объекты как окружающей действительности, так и внутренних
процессов, присущих человеку. Таким образом, взаимопонимание
в процессе человеческого общения основывается на единстве обозна-
чения предметов и явлений как говорящим, так и воспринимающим
речь. Этим общение людей отличается от общения животных, не
имеющих системы обозначений, равно как и абстрактного мышле-
ния. Их общение происходит на уровне звуковых или иных сигналов,
воздействующих непосредственным образом на рефлексы.
Надо отметить также еще одну особенность сигнификативной
функции. Именно она обусловливает тот факт, что люди пони-
мают друг друга, несмотря на многообразие языков, ведь сущ-
ность сигнификации (обозначения) одинакова для всех людей.
2. Функция обобщения. Она заключается в выделении сущест-
венных признаков предметов и объединении их в группы, по-
скольку слово обозначает не только отдельный, данный предмет,
но целую группу сходных предметов и всегда является носителем
их существенных признаков. Данная функция непосредственным
образом связана с мышлением.
3. Коммуникативная функция обеспечивает передачу знаний,
отношений, чувств и соответственно делится на информацион-
ную, волеизъявляющую и экспрессивную. Эта функция высту-
пает в первую очередь как внешнее речевое поведение, направлен-
ное на контакты с другими людьми, или письменную речь (книги,
письма и т. п.). Это отличает ее от двух первых функций, которые
имеют отношение к внутренним психическим процессам.
Информационный аспект коммуникативной функции тесно свя-
зан с двумя первыми функциями — он проявляется в обмене инфор-
мацией между субъектами общения.
Выразительный аспект речи помогает передать чувства и отно-
шения говорящего как к передаваемому сообщению, так и к самому
собеседнику или аудитории.
Волеизъявительный аспект коммуникативной функции предста-
вляет собой способность при помощи речевой деятельности воздей-
ствовать на собеседника или аудиторию, в результате чего последние
воспринимают мнение, отношение говорящего, до определенной сте-
пени подчиняются его воле. Именно о людях, наделенных сильной
волеизъявительной способностью, обычно говорят, что они наделены
харизмой.
Далее рассмотрим виды речи и их отличительные особенно-
сти. Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая
речь, письменная и устная, внешняя и внутренняя. Основное де-
ление — это речь внутренняя и внешняя. Внешняя речь подразде-
ляется на письменную и устную. Устная же речь в свою очередь
включает в себя речь монологическую и диалогическую.
Остановимся на каждом из видов более подробно.
Внутренняя речь не направлена на непосредственное общение
человека с другими людьми. Это беззвучная речь, протекающая
скорее как мыслительный процесс. Есть две ее разновидности:
собственно внутренняя речь и внутреннее проговаривание. Про-
говаривание — вполне развернутая речь. Это просто мысленное
повторение каких-либо текстов (например, текста предстоящего
доклада, выступления, заученного наизусть стихотворения и ино-
го в условиях, когда неудобно такое повторение вслух).
Собственно внутренняя речь свернута. Она более похожа на
конспект, содержащий основные, несущие смысл члены предло-
жения (иногда это только одно сказуемое или подлежащее). Внут-
ренняя речь является основой планирования как практической,
так и теоретической деятельности. Поэтому, несмотря на ее фраг-
ментарность, отрывочность, в ней исключены неточности при
восприятии ситуации. Онтогенетически внутренняя речь является
интериоризацией внешней речи и служит основой развития сло-
весно-логического мышления.
Внешняя речь бывает устной и письменной. Устная речь в пер-
вую очередь звуковая. Но нельзя исключить и значение жестов.
Они могут и сопровождать звуковую речь, и выступать в качестве
самостоятельных знаков. В данном случае не имеется в виду сурдо-
речь как отдельный самостоятельный язык и полноценная система
коммуникации. Мы говорим о жестикуляции в повседневном смы-
сле. Отдельные жесты могут быть эквивалентом слов и иногда да-
же передавать достаточно сложные смыслы в условиях, когда звуко-
вая речь не может быть применена. Общение при помощи жестов
и мимики относится к невербальному типу общения, в отличие от
вербального (словесного). Язык жестов разнообразен. В разных
странах один и тот же жест может иметь разный смысл, как, напри-
мер, известные всем кивание или покачивание головой у россиян
и у болгар — у нас кивок означает согласие, а в Болгарии — отри-
цание, и наоборот — наш отрицательный взмах головой у них оз-
начает «да». В любом своем проявлении устная речь — это, как
правило, речь-беседа, непосредственное контактирование с собесед-
ником или аудиторией.
Письменная речь имеет другую функцию. Она чаще рассчита-
на на передачу более отвлеченного содержания, не связанного
с конкретной ситуацией и конкретным собеседником (за исклю-
чением, может быть, личных писем, которые адресованы опреде-
ленному человеку, но и здесь происходит отсроченность во вре-
мени и, следовательно, смена ситуации). Хотя нельзя не отметить,
что время вносит свои коррективы — отмирает эпистолярный
жанр, зато мощно развивается сетевое общение.
Как уже упоминалось, устная речь имеет две формы. Более
распространена диалогическая форма. Диалог по определению —
это непосредственное общение двух или нескольких человек, об-
мен содержательными репликами и информацией познаватель-
ного или эмоционального характера между его участниками.
Диалогическая речь отличается тем, что это речь, поддерживае-
мая собеседниками, она может включать в себя вопросы, ответы,
может реагировать на изменение ситуации. Например, вы в ком-
пании однокурсников рассказываете о недавней поездке на море.
Собеседники молча внимают вам, словно вы читаете им доклад:
они спрашивают о ваших впечатлениях, высказывают свои мне-
ния. За этой беседой вы доходите до библиотеки — речь меняет-
ся по ситуации: более сдержанный тон, речь становится тише,
а затем и вовсе меняется тема — разговор уже идет о том, какие
учебники вам необходимо законспектировать.
Монологическая речь — совсем другое проявление устной речи.
Здесь происходит относительно долгое последовательное изложе-
ние некоей системы мыслей, знаний одним лицом. Чтение лекции
перед многочисленной аудиторией (когда отсутствует непосред-
ственный контакт между лектором и слушателями) является харак-
терным примером. Или монолог актера, который не прерываем ни
репликами партнеров, ни, разумеется, вопросами зрителей. Моно-
логическая речь тоже подразумевает общение, но это общение но-
сит уже совсем другой характер. Например, для монолога неприе-
млемо неправильное построение фраз. Кроме того, возникают
особые требования к темпу речи, громкости ее звучания, внятно-
сти. Содержательный аспект монолога должен сочетаться с его вы-
разительностью, что достигается и языковыми средствами, и мими-
кой, и жестами, и интонациями голоса.
Возвращаясь к характеристикам письменной речи, надо отме-
тить, что она имеет своей основой монологическую речь, так как
в ней отсутствует непосредственная обратная связь с собеседни-
ком. Но в отличие от монологической устной речи письменная
речь очень ограничена в средствах выразительности, поэтому ос-
новными в ней являются содержательная сторона и грамотность
изложения.
Помимо перечисленных видов речи, некоторые психологи вы-
деляют еще речь активную и пассивную. Они могут существовать
и в устной, и в письменной форме. Активная речь представляет со-
бой процесс передачи информации. Сама активность заключается
в необходимости речепорождения. Пассивная же речь является
процессом восприятия информации, заложенной в чьей-либо ак-
тивной речи. Это могут быть выслушивание, адекватное понима-
ние, а в случае восприятия письменной речи — прочтение, повто-
рение про себя.
Развитие речи в онтогенезе имеет две основные стадии.
Первая — это стадия научения, когда ребенок овладевает речью
в процессе общения. Ведь познание своего родного языка на на-
чальной стадии не является результатом специальной учебной дея-
тельности. Взрослые, конечно, определенным образом организуют
процесс научения — объясняют ребенку смысл слов, правильное
их произношение, правильное сочетание. Так происходит усвоение
устной речи. Вторая стадия — обучение письменной речи. Здесь
уже подключается учебная деятельность. Ребенок овладевает син-
таксическими нормами языка, орфографическими правилами,
пунктуацией. Но все это происходит на основе его практического
владения устной речью. Таким образом, на второй стадии речевого
развития учебная работа над речью дорабатывает то, что зароди-
лось независимо от нее и ранее нее.
Надо отметить, что для подлинного овладения словом необхо-
димо, чтобы оно было не просто запомнено, а вошло в жизнь ре-
бенка, было активно употребляемо им в процессе деятельности.
Поэтому до первой стадии существует еще подготовительная,
пассивная стадия развития речи. Малыш слушает речь взрослых,
начинает сопоставлять слова с предметами и людьми и парал-
лельно с этим овладевает своим голосовым аппаратом. Те слова,
которые он уже понимает на этом подготовительном этапе, не мо-
гут считаться еще по-настоящему усвоенными. Действительное
развитие речи начинается с того момента, как ребенок исполь-
зует накопленный на пассивном этапе словарный запас для обоз-
начения предметов, которыми он манипулирует, для обраще-
ния к близким людям и т. п.
Существуют разные взгляды на формирование процесса понима-
ния речи. Так, например, представители ассоциативной психологии
считают, что понимание значения слов основывается на ассоциатив-
ных связях. Рефлексологи же говорили об условно-рефлекторном
характере такого понимания. И те и другие до определенной степе-
ни правы — в том случае, если рассматривать ранние, начальные мо-
менты понимания ребенком слов, моменты, относящиеся к подгото-
вительной стадии. Но следует учитывать, что описанные механизмы
понимания слов еще не являются овладением речью в полном смы-
сле. Настоящая речь возникает лишь тогда, когда связь между сло-
вом и его значением перестает быть ассоциативной или условно-
рефлекторной, а становится смысловой.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.