С развитием политической этики постепенно сформирова-
лись и ее подотрасли. Это прежде всего система норм и пра-
вил, которые регулируют проведение в жизнь прав человека
в политической жизни, а также депутатская этика парламент-
ского поведения, политического соперничества и сотрудниче-
ства; этика политического лидера и избирателя, которая регу-
лирует поведение электората, а ему совсем не безразлично,
в чьи руки попадает власть, и которого не может удовлетво-
рить только имитация избирательного процесса.
Были выработаны также этика партийной деятельности,
нормы и правила различных профессиональных этик: юриди-
ческой, журналистской, научной, экспертно-консультатив-
ной деятельности — в той степени, в какой они оказываются
причастными к политической власти.
Нормы этики побуждают политического лидера к деловому
и жизненному успеху, но таким образом, чтобы, преследуя
собственный интерес (популярность, карьера, слава, стремле-
ние к власти, игровые побуждения и т. п.), он мог бы соотносить
подобную ориентацию со своей ответственностью за поступки.
Он должен заботиться о том, чтобы они способствовали обще-
ственному благу и приносили благо другим, отвергая мотивы
политического гедонизма, а также желание упиться властью
над людьми и ситуациями, демонстрируя свой властный по-
тенциал. Этика политического лидера, несомненно, нацели-
вает его на осмысление своей политической деятельности,
профессионального призвания, восприятие им своего дела
как верного служения обществу (которое необходимо отли-
чать от фанатического служения какой-либо идее).
В число предписаний и запретов этики политического ли-
дера включают те, которые обеспечивают естественный ход
честной игры на политической ниве. Они предполагают спо-
собность лидера достойно выдержать как успех, так и пораже-
ние в борьбе. А также политик должен уметь работать в кон-
такте с другими политиками, противниками или партнерами
по политическим коалициям.
Предполагается присутствие у него таких моральных ка-
честв, как правдивость, верность письменным и устным обя-
зательствам независимо от того, выгодно или же невыгодно
это делать в каждом конкретном деле, отсутствие политиче-
ского цинизма в высказываниях и поступках, стойкая не-
приязнь к скандалам, закулисным интригам, демагогии, нечи-
стоплотности в деловых отношениях, а также к прямой
коррумпированности.
Вместе с этим этика политического лидера отнюдь не эго-
истична. Она не накладывает запретов на замысловатые ком-
бинации и обманные действия в сложных, запутанных поли-
тических играх, а также не осуждает различного рода
политическое маневрирование, поведенческую и словесную
жесткость, стремление публичных политиков показывать себя
в выгодном свете.
Политическая этика базируется на способности лидера со-
четать принципиальность с необходимостью идти на вынуж-
денные компромиссы, на реалистическом, отнюдь не роман-
тическом осмыслении интересов и задач политики, на
максимально полном понимании последствий принятых им
решений и совершенных поступков.
В результате она несет в себе признаки консеквенциональ-
ности. Причем в «открытом обществе» политик не может
проигнорировать предъявляемые каноном требования, не
рискуя неисправимой компрометацией, не обрекая себя на
политическую изоляцию, потерю респектабельности как осо-
бенного рода политического капитала, на отказ в доверии
к проводимой политической линии.
Регулярное отклонение от норм этики, от правил порядоч-
ности поведения на политическом поприще может привести
к тому, что в обществе приживается опасный миф о занятии
политикой как о заведомо «грязном деле».
Такое положение вещей способно только отклонить поря-
дочных людей от вовлечения в политику, от реализации ими
своего гражданского долга. Также опасен и миф о вероятности
радикальной морализации политики, который показывает ее
как заведомо «чистое дело».
В настоящее время все политические институты, формиро-
вания, прежде всего государственные, призваны в нужный
момент пресекать негативные стремления тех или иных деяте-
лей, а в случае нужды — заменять их другими руководителями,
действия которых отвечают потребностям общества, а также
требованиям законов и нравственности.
Опасность для политического лидера представляют и нега-
тивизм, обвинение, бичевание «врагов». Исторические факты
подтверждают необходимость выдвижения на руководящие
посты политических лидеров нового, демократического типа,
которые способны вести подлинную борьбу за влияние в об-
ществе граждан, доказывающих способность управлять как
словом, так и делом. Наиболее типичная ошибка современных
лидеров — подмена цели средствами ее достижения. Так было
в истории не один раз, но это явление встречается и в совре-
менных условиях. И на макро-, и на микроуровнях.
Проведенные исследования показали, что не только к ка-
чествам лидера, но и к средствам агитации, которые он ис-
пользует, у народа разная реакция. Студенты, в частности,
проявляют отношение лидеров к конкурентам.
В этом случае необходимо иметь ввиду, что политика — это
не только отношения между классами, национальными и со-
циальными группами по поводу власти, но и отношения по
действенному использованию всех форм и видов власти, по
поводу целесообразного управления первостепенными обще-
ственными процессами.
Возможно, многие проблемы и не завязывались бы между
лидерами разного ранга, если бы обе стороны не подозревали
друг друга в склонности к узурпации ими власти. По этой при-
чине здесь необходимо руководствоваться не вопросом: «А не
претендуете ли вы на власть?», а вопросом: «Каковы ваши
способности, осведомленность в общественно-политических
делах?». Чаще всего лидер, который выступает против своего
конкурента недозволенными методами и средствами, прои-
грывает. Дж. Буш доказательно отметил это в своей автобио-
графии, выделяя четыре основных правила лидерства.
1. Какой бы ожесточенной ни была борьба по любой про-
блеме, никогда не прибегайте к личным выпадам.
2. Выполняйте «домашнее задание». Вы не сможете лиди-
ровать, если заблаговременно не знаете того, о чем будете го-
ворить.
3. Используйте вашу власть лидера прежде всего для убеж-
дения, а не для запугивания.
4. Будьте особенно внимательны к нуждам ваших коллег,
даже если они находятся в самом низу тотемного столба.
Лидерство и лидеры — это весьма деликатная и тонкая сфе-
ра. В ней очень легко нарушить границу, сорваться в область
невезений, а также впасть в крайности: или чрезмерно преуве-
личить роль какого-либо лидера, или серьезно недооценить
его действия, его возможности, способности, самому не вос-
пользоваться ими. В этом случае многое зависит и от непо-
средственного окружения, так называемой «команды», или
круга помощников, советников, консультантов, экспертов и т. д.
Понятно, что каждый и обязан, и вправе играть только свою
роль и не поддаваться искушениям политики и власти.
В наше время переход к демократизации политической
жизни совсем не застраховывает лидера от той же возможно-
сти сползти к культу личности. Нам известно, что многому на-
учил россиян культ личности Сталина. Но нельзя с полной
уверенностью утверждать, что уже все выводы сделаны и что
все уроки нами извлечены.
Проблемы лидерства обострились сегодня и в связи с об-
щей политизацией жизни, усилением политического сопер-
ничества, а также политической борьбы. Неудержимые поли-
тические амбиции, претензии, популизм могут нанести
значительный урон. Все большую значительность в наше время
приобретают вопросы формирования «команды» лидера и во-
влечение в активную политическую деятельность молодых ли-
деров. Цель политического лидера сегодня — благосостояние
и свободное развитие народа, а допустимые средства — это де-
мократизация и рынок. Без сомнения, понятно, что глубокая
разработка механизмов для достижения поставленных целей
является наиважнейшим элементом всей деятельности поли-
тического лидера. Причем совершенно недопустимо смеше-
ние им целей и средств.
В России в первые годы перестройки симпатии общества
часто привлекали люди слова, которые образно мыслили, вла-
дели ораторским искусством. В настоящее время взгляды об-
щества обратились к людям дела, практических поступков —
истинным выразителям политических интересов народа.
0 коммент.:
Отправить комментарий