24 июн. 2011 г.

Компьютер и социализация

Компьютер — электронная вычислительная машина, применяе-
мая для решения определенных математических задач с различным
объемом вычислений, основанная на использовании электронных
приборов и устройств для обработки разнообразной информации.
В последнее время компьютеры являются основой новых ин-
формационных технологий, применяющихся практически во всех
сферах человеческой деятельности и способствующих социализа-
ции своих пользователей. Это связано с интерактивным характе-
ром данных технологий. Современные персональные компьютеры
и разработанное программное обеспечение предоставляют широ-
кие познавательные возможности для своих пользователей.
Источником познания является и Интернет, соединяющий в се-
бе систему глобальной мультимедийной связи пользователей меж-
ду собой и систему доступа к многочисленным банкам информации,
распределенным в масштабах всего мира.
Это определяется тем, что, обладая возможностью неограни-
ченного доступа к сетевой информации, пользователь может за-
даться целью освоить ту или иную область знания или расширить
свой кругозор. Стимулирующим фактором стремления к самооб-
разованию может послужить любознательность или, наоборот, обо-
стренная рефлексия.
Интернет предоставляет пользователю выбор, какая информа-
ция может быть ему полезна, а какая — нет. Отсутствие внешних
ограничений на получение информации, вероятно, одно из самых
привлекательных свойств Интернета. В то же время бесконтроль-
ность доступа к его ресурсам несет в себе достаточно серьезную
потенциальную опасность для развития человека. В глобальной
сети находится большое количество ресурсов порнографического
содержания, которые демонстрируют и пропагандируют различ-
ные формы насилия. Особенно негативно это сказывается на еще
неокрепшем сознании подростков.
Компьютер и Интернет предоставляют широкий спектр воз-
можностей для творческой самореализации человека с помощью
создания и редактирования изображений, моделирования трехмер-
ных объектов и ландшафтов, создания аудио- и видеоконтента,
компьютерной анимации, разработки авторских мультимедийных
навигационных, справочных и обучающих систем, web-дизайна
и многого другого.
Возможность демонстрировать результаты творчества и по-
лучение как прямой, так и косвенной оценки (например, отзывы
о продукте, просьбы поделиться опытом его создания и дать кон-
сультацию) служат необходимым условием для самопрезентации
и самоутверждения человека. Анонимность при демонстрации про-
дукта творчества позволяет смягчить последствия негативной оцен-
ки, а различные способы манипулирования идентичностью (как,
например, приписывание продукта сомнительного качества вы-
мышленному автору) позволяют стать практически неуязвимым
для критики и осуждения со стороны пользователей сети Ин-
тернет.
Однако следует отметить, что при отсутствии внешнего конт-
роля творческая деятельность может приобретать асоциальный ха-
рактер. Примером может служить хакерство.
Компьютер играет большую роль в стихийной социализации
пользователей, благодаря тому что представляет собой специфи-
ческое средство и особую сферу коммуникации.
Степень социальной зрелости пользователей младших возра-
стов, проводящих много времени в Интернете, растет. Анонимность
в интерактивном общении поощряет их обсуждать такие вопро-
сы, о которых в реальной жизни они вряд ли смогли бы погово-
рить. С психологической точки зрения данная активность может
быть охарактеризована, правда с некоторыми оговорками, как по-
зитивная.
Однако, несмотря на достаточный потенциал положительного
воздействия на развивающегося человека, общение посредством
глобальной Интернет-сети, по мнению многих исследователей, не-
сет в себе скрытую негативную составляющую — способность вы-
зывать у пользователей привыкание, устойчивую интернет-зави-
симость.
По мнению некоторых исследователей, компьютерные игры
достаточно негативно влияют на еще неокрепшую психику под-
ростков. Компьютерные игры могут вызывать агрессивное пове-
дение, стремление к насилию и экстремизму. Человек стремится
уйти от реальной окружающей действительности, создавая свой
собственный виртуальный мир, круг его интересов сужается, что
также негативно сказывается на его дальнейшем развитии. Один из
способов использования информационных возможностей компью-
теров и интернет-ресурсов для целенаправленного развития чело-
века — получающие сегодня все более широкое распространение
формы дистанционного образования. Их организация заключа-
ется в пересылке заказчику информационных материалов на элек-
тронных носителях либо в создании и размещении на страницах
Интернета определенным образом структурированных учебных ма-
териалов, ориентирующих учащихся в информационном простран-
стве базы знаний. Управление обучением реализуется посредством
алгоритмов учебной деятельности, реализованных в форме инструк-
ций по работе с этими материалами. Преимущества дистанцион-
ных форм образования перед традиционными заключаются преж-
де всего в возможности пользователя самостоятельно определять
собственную образовательную траекторию, в частности путем вы-
бора изучаемых курсов. В этих условиях существенно расширя-
ются возможности жизненного (и в особенности профессиональ-
ного) самоопределения личности.
Еще один вариант мобилизации современных информацион-
ных технологий для решения задач социального воспитания —
освоение школой информационных возможностей компьютера и Ин-
тернета. Локальные компьютерные базы знаний, обучающие курсы
в Интернете в перспективе будут предоставлять каждому учащему-
ся возможность свободного индивидуального доступа к ресурсам
совокупного духовного и материализованного информационного
потенциала общества непосредственно в рамках образовательного
процесса. Кроме того, реализация в учебных аудиториях локаль-
ных компьютерных сетей существенно расширяет возможности ис-
пользования различных коллективных форм работы, предполагаю-
щих совместное решение учащимися некоторых образовательных
задач, основанное на распределении функций и ролей.
Данные ряда исследований позволяют говорить о возможнос-
ти использования специально отобранных компьютерных игр для
компенсации интеллектуальной отсталости и коррекции агрес-
сивного поведения. Одним из перспективных направлений реа-
лизации образовательного потенциала компьютерных игр является
использование специализированных обучающих программ в систе-
ме профессиональной подготовки.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.