6 сент. 2012 г.
Home »
» Ш к о л а с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы.
Ш к о л а с о ц и а л ь н о й з а щ и т ы.
Эта школа, по мнению одних ученых (например, Германом Маннхеймом), является третьей после классической и позитивистской направлением в криминологии, а, по мнению других - дальнейшим развитием позитивистской теории. Теоретически основы доктрины "социальной защиты" развивались постепенно. Энрико Ферри - представитель позитивистской школы - впервые употребил этот термин. Первое серьезное признание она получила в 1943 году, когда Филлипо Граматика создал в Венеции Центр исследования социальной защиты. Первая международная конференция по вопросам социальной защиты была проведена в 1947 году в Сан-Ремо, вторая - в 1949 году в Льеже. В 1948 году была создана Комиссия социальной защиты при Организации Объединенных Наций.
Основное внимание эта теория уделяет:
1) личности правонарушителя;
2) уголовному праву и
3) изменению окружения в целях его совершенствования, а стало быть, и предупреждения преступности.
Американский криминолог Марк Ансель считает эту теорию своего рода мятежом против позитивистского подхода в криминологии, точно так же как позитивизм был мятежом против классической школы. Доктрина социальной защиты выступает против принципов мщения и воздаяния, считая, что преступление затрагивает и индивида и общество и что поэтому проблемы, связанные с преступлением, не исчерпываются осуждением и наказанием правонарушителя. Основные позиции этой школы могут быть представлены следующим образом:
1.Доктрина социальной защиты исходит из положения, что средства борьбы с преступностью должны рассматриваться как средства защиты общества, а не наказания индивида.
2.Метод социальной защиты включает в себя нейтрализацию правонарушителя путем либо его удаления и изоляции от общества, либо применения к нему исправительных и воспитательных мер.
3.Уголовная политика на основе социальной защиты должна ориентироваться в большей степени на индивидуальное, чем на общее предупреждение преступности, то есть должна быть направлена на ресоциализацию правонарушителя.
4.Подобная направленность делает необходимой все большую "гуманизацию" нового уголовного закона, которая предполагает восстановление у правонарушителя чувства уверенности в себе и чувства ответственности наряду с развитием правильных ценностных ориентаций.
5.Процесс гуманизации системы уголовной юстиции подразумевает также научное осмысление явления преступности и личности правонарушителя.
Основой доктрины социальной защиты является исключение наказания как такового. Делу защиты общества с большим успехом могут служить перевоспитание и социализация правонарушителя, чем кара и возмездие. Правонарушитель - биологическое и социальное существо, которое обучается поведению и в процессе социальной адаптации может сталкиваться с различными эмоциональными проблемами. Его личность должна быть подвергнута научному изучению, и ему следует оказывать помощь в социальной адаптации. Эта теория не использует такие юридические фикции, как mens rea (вина) или умысел.
Направление социальной защиты отличается от позитивистской школы тем, что вновь вводит право в криминологическую мысль. Однако это не значит, что оно возвращается к теориям классической школы, поскольку право в теории социальной защиты включает в себя положения, ориентированные на учет личности правонарушителя, а не на серьезность совершенного им преступления. Интересно отметить, что наибольший вклад в развитие теории социальной защиты внесен европейскими учеными, тогда как многие из провозглашенных этой теорией принципов нашли практическое воплощение главным образом на американском континенте.
0 коммент.:
Отправить комментарий