24 июн. 2011 г.

Микросоциум

Определить рамки микросоциума иногда не представляется воз-
можным. Микросоциум можно ограничивать двором, кварталом,
микрорайоном.
Условно микросоциум — это конкретное определенное сель-
ское поселение, поселок или малый город, а в средних и более
крупных городах — микрорайон. Микросоциум — это функциони-
рующая на определенной территории общность, содержащая в се-
бе семью, соседство, группы сверстников, различные обществен-
ные, государственные, религиозные, частные и воспитательные
организации, а также неформальные группы жителей.
Непосредственное влияние микросоциума на сам процесс со-
циализации детей, подростков, юношей зависит от объективных
или субъективных характеристик микросоциума.
Микросоциум обладает рядом характеристик.
Пространственные характеристики конкретного микросоциума:
в городе тот или иной микрорайон может находиться в центре, на
окраине, в срединной зоне и по-разному быть связанным с други-
ми частями города; село (или поселок) может быть более или ме-
нее изолированным и отдаленным от других поселений.
С пространственными тесно связаны архитектурно-планировоч-
ные особенности микросоциума: в селе или поселке — компактная
или разбросанная застройка; в городе — микросоциум с историче-
ски сложившейся или индустриальной застройкой, соотношение
малоэтажной и высотной застроек, открытость-замкнутость при-
домовых пространств, наличие, количество и качество малых ар-
хитектурных форм и т. д.
От всех этих характеристик зависит функциональная структура
пространства микросоциума: присутствие мест для игр детей и под-
ростков, возможностей для времяпрепровождения небольших групп
и т. д.
Немаловажной характеристикой микросоциума надо считать
демографическую, т. е. состав его жителей: их этническая принад-
лежность, однородность или неоднородность; социально-профес-
сиональный состав и степень его дифференциации; особенности
половозрастного состава; состав семей.
Со стороны возможностей, которые имеются в микросоциуме
для социализации детей, подростков, юношей, доминантную роль
играет его культурно-рекреационная инфраструктура — наличие и ка-
чество работы учебно-воспитательных учреждений, кинотеатров,
стадионов, бассейнов, музеев, театров, библиотек; наличие мест-
ных средств информации и др.
Одной из главных характеристик микросоциума с точки зре-
ния направленности его влияния на социализацию является сло-
жившийся в нем социально-психологический климат, который во
многом есть результат взаимодействия всех предыдущих характе-
ристик микросоциума.
Микроклимат можно определить уровнем образования жите-
лей, соотношением жителей с просоциальным, асоциальным и ан-
тисоциальным стилями жизни, созданием криминогенных семей
и групп, криминальных структур, качеством работы воспитатель-
ных, культурных, спортивных и некоторых других организаций.
Эффективность и мера влияния микросоциума на социализа-
цию конкретного человека зависят от степени его включенности
в жизнь микросоциума. А здесь имеются весьма существенные раз-
личия. В деревне, поселке, малом городе практически все населе-
ние в высокой степени включено в жизнь микросоциума. В сред-
нем и крупном городе степень включенности имеет возрастные
и социально-культурные различия. Если дети и подростки основ-
ную часть жизни проводят в микросоциуме, то в ранней юности
происходит дифференциация. Микросоциум остается значимой сфе-
рой жизни для менее образованной части молодежи, а более обра-
зованная в его жизни практически не участвует. Соответственно
и его влияние на эти группы различается весьма существенно.
Микросоциум включает в себя комплекс взаимосвязанных вос-
питательных, культурно-просветительных, общественных и иных
организаций, местных средств массовой коммуникации (кабель-
ное телевидение, местные радиостанции и газеты), специалистов
различного профиля (социальные педагоги и работники, психо-
логи, медики и др.).
Все эти характеристики воспитания дополняют друг друга в про-
цессе оказания помощи в позитивном социальном функциониро-
вании и в личностном развитии входящих в микросоциум инди-
видов, семей и различных реальных и предполагаемых групп на-
селения.
В частности, надо изменять воспитательные возможности сре-
ды и школы на базе самой школы. Могут быть и другие варианты.
Так, «центрами кристаллизации» воспитательного пространства мо-
гут стать внешкольные и культурно-просветительные учрежде-
ния, спортивные, досуговые и оздоровительные центры. В ряде
случаев воспитательное пространство микросоциума создается бла-
годаря усилиям детских и юношеских самодеятельных, а также ре-
лигиозных организаций.
Создание воспитательного пространства является возможным,
когда в микросоциуме существует социально-педагогическая служ-
ба, располагающая собственным бюджетом, штатными работни-
ками различного профиля (социальными педагогами и работника-
ми, психологами, медиками, юристами и др.) и создающая при себе
корпус волонтеров из числа местных жителей. Служба реализует
целый комплекс функций, что делает работу по созданию воспи-
тательного пространства целенаправленной, планомерной и систем-
ной. В идеале функции социально-педагогической службы мик-
росоциума включают в себя:
1) диагностику ситуации в микросоциуме, определение по ее
результатам экстренных и среднесрочных необходимых дейст-
вий; интеграцию воспитательных возможностей микросоциу-
ма (материальных, кадровых, содержательных);
2) развитие и создание культурно-досуговой инфраструктуры;
3) стимулирование, поддержку и развитие детских, молодеж-
ных и взрослых инициатив по созданию различных клубных
объединений и самодеятельных организаций;
4) улучшение экологической ситуации, создание и развитие
условий для массовых занятий спортом; адресную заботу о физи-
ческом развитии, питании, медицинском обслуживании и здо-
ровом образе жизни детей, подростков и юношей;
5) оказание психолого-педагогической, юридической, медико-
психологической помощи нуждающимся в ней;
6) психолого-педагогическую помощь в профессиональной
ориентации, адресную помощь в приобретении и изменении
профессии, в трудоустройстве, в постановке на учет на бирже
труда;
7) работу с неблагополучными семьями, помощь психологов,
социальных и медицинских работников подобным семьям,
а также опеку о детях из таких семей;
8) профилактику и помощь в преодолении конфликтов в мик-
росоциуме;
9) выявление старших, дурно влияющих на младших, адресную
работу с ними; изучение и исправление противоправного и са-
моразрушительного поведения;
10) социально-психологическую помощь жителям, являющим-
ся социально ущербными, и бывшим заключенным.
Эффективность воспитания и позитивность социализации в це-
лом отчасти зависят от того, удастся или нет создать воспитатель-
ное пространство, и от того, сколь эффективно оно функциони-
рует и развивается. Созданное и эффективно функционирующее
воспитательное пространство в большей или меньшей степени ин-
тегрирует в себе четыре выделенные выше составные части социа-
лизации.
В рамках воспитательного пространства во взаимодействии де-
тей, подростков, юношей с общественными, государственными,
религиозными и частными организациями частично происходит
относительно направляемая социализация. Но указанное взаимо-
действие из чисто функционально-ролевого может стать более или
менее эмоционально-межличностным, направленным на решение
проблем развития конкретных групп и отдельных личностей.
В рамках воспитательного пространства происходит самоизме-
нение его субъектов. Но вектор, содержание и эффективность са-
моизменения конкретных людей становятся объектами педагоги-
ческого влияния.
И, наконец, воспитательное пространство по определению яв-
ляется одной из сфер относительно социально контролируемой со-
циализации — воспитания. Причем воспитание в данном случае
приобретает специфический характер интеграции институциональ-
ных и личностных ресурсов в целях эффективной позитивной со-
циализации детей, подростков, юношей.
Создание воспитательного пространства микросоциума стано-
вится реальным, а его функционирование и развитие — эффектив-
ным и долговременным только в том случае, если большая часть
жителей, в том числе дети, подростки и юноши, оказываются его
субъектами, т. е. у них возникают стремление и возможность реа-
лизовать в нем свои субъективные потребности, интересы, личност-
ные ресурсы.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.