Для того чтобы раскрыть основные положения «Нового кур-
са», необходимо дать общую оценку американской экономики
в то время.
В 1920-х гг. наблюдался повышенный рост объемов промы-
шленности и торговли в Америке. Однако стояла существенная
задача — не хватало средств для обращения. В 1929 г. наличная
сумма составила 1910 млн долларов — при том, что объемы ВНП
равнялись 104 млрд долларов. Для того чтобы хоть както ускорить
процесс оборачиваемости денежных средств, стали использовать-
ся различные методы, наибольшее распространение среди кото-
рых получил потребительский кредит. Однако это лишь усугуби-
ло ситуацию, так как банки выдавали кредиты, не оставляя
резервов. В результате 29 октября 1929 г. разразился кризис, полу-
чивший название «Великая депрессия». Обанкротилось свыше
2 000 банков с общим объемом вкладов около 2,8 млрд долларов.
ВНП США упал с 104 млрд долларов до 56 млрд долларов всего
лишь за 4 года — с 1929 по 1933 гг.
В 1932 г. на президентских выборах одержала победу Демокра-
тическая партия, во главе которой стоял Ф. Д. Рузвельт; он пред-
ложил стране серию реформ, названную «Новым курсом». Эко-
номическая обстановка в стране была таковой, что очевидна была
необходимость реформы кредитно-финансовой сферы. С подачи
Рузвельта Конгрессу был предложен «Чрезвычайный закон о бан-
ках». Его основные положения состояли в следующем:
1) банкам предоставлялись займы от Федеральной резервной
системы;
2) открытие банков разрешалось только в случае оценки их
состояния как «здорового»;
3) министр финансов наделялся правом предотвращать мас-
совое изъятие вкладов;
4) вводился запрет на экспорт золота;
5) вводился специальный указ, согласно которому гражданам
США необходимо было сдавать золотые запасы на сумму свы-
ше 100 долларов;
6) одновременно позволялся выпуск новых банкнот, необес-
печенных золотом;
7) вслед за этим правительство Ф. Рузвельта наложило эмбар-
го на золото, обращающееся между США и другими странами.
16 июня 1933 г. был принят Закон о банковской деятельности,
основа которого состояла в разделении депозитных и инвести-
ционных функций банка; в сфере этого закона была создана Фе-
деральная корпорация страхования депозитов. К началу 1934 г.
примерно 80% всех банков США застраховали свои депозиты,
учитывая желание большей части вкладчиков иметь подобную за-
щиту. Законом было установлено следующее: депозиты размером
до 10 тыс. долларов подлежат страхованию на 100% , от 10 до
50 тыс. долларов — на 75% , а свыше 50 тыс. долларов — на 50% .
Январь 1934 г. отметился девальвацией доллара, которая со-
кратила золотое содержание на 41%. Особое положение в системе
реформ «Нового курса» принадлежало учреждению Гражданско-
го корпуса сохранения ресурсов. По предложению Ф. Рузвельта
Конгресс принял закон о направлении безработных городских
юношей на работу в лесные районы.
В начале лета 1933 г. были построены лагеря на 250 тыс. молодых
людей в возрасте от 18 до 25 лет из семей, получающих помощь,
а также безработных ветеранов. К 1935 г. лагеря были расширены
вдвое — до 500 тыс. человек.
Общее количество побывавших в них — свыше 3 млн американ-
цев. В результате были созданы лесонасаждения — высажено
200 млн деревьев, построено значительное число мелиоративных
сооружений, мостов и многое другое.
Внимания также заслуживает Закон о восстановлении промы-
шленности.
Согласно ему предпринимателям в каждой отрасли промы-
шленности предлагалось добровольно объединиться и вырабо-
тать «кодексы честной конкуренции», которые:
1) устанавливали бы размер производства;
2) определяли бы уровень заработной платы и продолжитель-
ность рабочего дня;
3) распределяли бы рынки сбыта между отдельными конку-
рентами.
Закон о восстановлении промышленности затронул также
и трудовые отношения:
1) рабочим были предоставлены права участия в коллектив-
ных договорах и профсоюзах;
2) определены три основные условия труда:
а) минимальная заработная плата в размере 12—15 долла-
ров в неделю;
б) максимальная продолжительность рабочего дня — 8 ч;
в) запрещен детский труд.
В «Новом курсе» рассматривались также и аграрные вопросы.
Правительство предложило фермерам сократить посевные пло-
щади и поголовье скота, но при этом гарантировало выплату про-
центов с фермерской задолженности на сумму не свыше 2 млрд
долларов.
В аграрной политике «Новый курс» реализовывался также
в законе 1938 г., который ввел Концепцию «всегда нормальной
житницы»:
1) осуществление поддержания уровня цен путем не уничто-
жения излишков продукции, а сохранения, выплачивая фер-
мерам аванс в счет еще непроданных сельхозпродуктов;
2) политику демпинга за границей при экспорте пшеницы,
хлопка и других товаров, поощряя фермеров выдачей ввозных
премий.
Предмет особой гордости Ф. Д. Рузвельта — тот факт, что ему
удалось убедить Конгресс США в необходимости создания спе-
циального Управления долины р. Теннеси (TVA). Состояние дел
в этом крупном регионе было плачевным. Государственной
корпорации TVА предстояло наладить производство электро-
энергии (на базе строительства каскада гидростанций), справить-
ся с эрозией почвы, провести массированные лесопосадки. Ре-
зультаты деятельности TVA:
1) создание еще 20 плотин в добавление к 5, ранее существо-
вавших на Теннеси;
2) создание судоходства на реке;
3) рост доходов населения региона;
4) улучшение земледелия, почв и лесов.
Вслед за оживлением в американской экономике в 1933 г. про-
изошло резкое изменение структуры федеральных расходов:
впервые на уровне федерального правительства появился со-
циальный бюджет.
Осуществляя реформы «Нового курса», команда Рузвельта
рассчитывала обновить экономику страны и избавить ее от по-
добных кризисов. Но говорить о полном достижении этих целей
нельзя.
24 июн. 2011 г.
Home »
» «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта — программа вывода американской экономики из кризиса
0 коммент.:
Отправить комментарий